Глоссарий

А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

А

Авадхути, центральный канал в теле, и Богиня, символизирующая его.

Авалокитешвара. Бодхисаттва сострадания. 175-176.

Амброзия: амрита. Также – Бессмертие. 188.

Аналитическое знание: пратисамвид. Четыре вида: анализ значений, дхарм, определений, которые затем предъявляются разуму. Также – Аналитическое проникновение. 22.

Апсара. Небесная дева. 10, 172.

Арахант. Палийская форма слова Архан.

Арий: арья. Также – Святой. Может также означать "благородный".

Архат: архан. Опис. 14-19, 69, 96-97, 165. Также – Арахант.

Асура. Титанические существа, вечно воюющие с Богами. См. Дурные уделы, Дурные участи.

Б

Бессмертие: амрита. Также – Амброзия.

Благая Дхарма: сад-дхарма.

Благословенная: Бхагавати. Также – Бхагавати.

Благословенный: Бхагаван. Также – Бхагаван.

Благотворное: кушала.

Бог: натха. 142.

Боги: дева. Также – Дэва.

Бодхисатта. Палийская форма слова Бодхисаттва.

Бодхисаттва: бодхи-саттва. Дословно – Просветление-существование. (Б., стр. 125 и далее). 121-122, 124-128, 144.

Брахма. Одно из высочайших божеств, считается творцом мира. (Б., стр. 39). 13, 172, 180, 188, 201.

Будда. 100-120, 173-174, 201. – Пять Будд. 187, 190. – Семь Будд. 196.

Бхагаван. Также – Благословенный.

Бхагавати. Также – Благословенная.

В

Ваджра. Удар грома, символ нерушимой и неколебимой истины, вследствие этого применяется ко всем вещам, символизирующим эту истину (См. Несокрушимое). Слово мужского рода, поэтому может быть противопоставлено Лотосу. 187, 188. 94), 214.

Вайдурья. Драгоценный камень, возможно, ляпис-лазурь или берилл.

Вдали: вивикта. 33. Также – Изолированно.

Вера: шраддха. 23-28, 118, 170.

Ветала. Демон. 182.

Видящий: риши. Также – Риши; Провидец. 134.

Внимание: смрити. 23-24, 32, 170.

Возникновение: самудая. Также – Происхождение.

Волосяная Сеть: кешондука. Технический термин для обозначения оптической иллюзии, возникающей при болезни глаз. 183.

Восприятие: сам-джня. Также – Понятие.

Впечатление: спарша. 43, 52.

Всеведение: сарва-джнята. 72, 123, 124, 137, 141, 179.

Государь Вселенной: чакра-вартин. Также – Повелитель, Вращающий Колесо. 13, 172 (Б., стр. 75).

Высшая Реальность: парам-артха.

Г

Гандхарва. 1. Существо, готовое к вхождению в утробу. 59-62; 2. Дева, принадлежащий к классу небесных музыкантов. 105, 176

Гаруда. Мифическая птица.

Глупые простые люди: бала-притхаг-джана.

Гнев: кротха. 187.

Границы Реальности: бхута-коти. Также – Предел Реальности.

Группы: скандха.

Гуру. Учитель, или наставник.

Д

Дева, Бог. Дословно "Сияющий". Ни в каком смысле не является ни творцом, ни всеведущим, ни всемогущим; это просто обитатель другого мира. См. также – Бог. 10, 105, 214.

Джамбудвипа. Индия.

Джина. Также – Победитель.

Джхана. Палийская форма слова Дхьяна. Мистическое состояние безмятежного созерцания, достигаемое медитацией. Четыре, 33. Также – Дхьяна; Медитация; Транс.

Дипанкара. Будда, предшественник Будды Гаутамы, предсказавший ему, что однажды он достигнет Буддовости. 72, 135.

Дискурсивные Понятия: пра-панча. Также – Препятствия.

Достижение: прапти. Также: адхигама, 22.

Достижение Бесформенности, арупья-самапатти. Четыре, опис. 34-35.

Драгоценность: ратна. Три, т.е. Будда, Дхарма, Сангха.

Дружелюбие: майтри. 34, 124, 154, 168.

Дурные Уделы: апая. Условия, в которых перерождение приносит особенно большие страдания, т.е. перерождение в аду, в облике животного, призрака, Асуры. Также – Состояния Горя.

Дхамма. Палийская форма слова Дхарма.

Дхарма. 1. Единственная высшая реальность; 2. явление, имеющее высшую реальность; 3. отраженная в жизни: праведность, добродетель; 4. интерпретируемая в учении Будды: Учение, Писание, Истина; 5. объект шестого органа чувств, т.е. ума; 6. собственность, как в 140, 171. Переведено как "состояния ума" в 32, 117; как "вещь" в 34, 98; как "качество" в 170; как "Закон" в 212 (4). 7-9, 21, 24, 27, 39, 42, 69, 77, 92, 96, 101, 103, 118, 122, 134, 158, 188.

Дхармовость: дхарма-та. Также – Истинная Природа Дхарм. 138, 149.

Дхармы Будды: будда-дхарма. Опис. 140. Также – Качества Будды; Принадлежности Будды. Дхьяна. Также – Джхана; Медитация; Транс. 196, 202-203.

Ж

Жажда: тришна. 43, 51-52, 64, 85, 109.

Жалость: крипа.

З

Заблуждение: моха. Также – Глупость; Смущение; Смятение. 201.

Забота: маньяна. 112, 159.

Заклинание: мантра. 121, 146, 187, 188 (ст. 14), 189 III.

Зародыш Татхагаты: татхагата-гарбха. Будда, присутствующий в зародышевой форме во всем живущем. 169, 185.

Звенья Просветления: бодхи-анга. Семь, 32.

Знание Всех Видов: сарва-акара-джнята.

Знание: джняна. Также – Познание.

И

Изолированно: вивикта. Также – Вдали.

Иллюзия: майя. Также – Магическая Иллюзия; Обманчивая Видимость.

Импульсы: самскара. Также – Комплексы; Кармические Факторы.

Иноверец: тиртхика. Не-буддист, аутсайдер (буквально – "создающий брод"). 155, 180.

Искусный: кушала. Также – Благотворный.

Истина: сатья. Четыре, опис. 32, 38. (Б., стр. 43-48).

Истинная Природа Дхарм: дхарма-та. Также – Дхармовость.

Истинная Таковость: татха-та. 203, 209-210. См. Таковость.

Й

Йогини. Женщина, человек или богиня, сотрудничающая с Йогином при исполнении определенного ритуала, имеющего целью достижение просветления. 188 (ст. 84-87), 189 III, 190.

К

Карма. Как произвольное действие, которое может быть как благотворным, так и неблаготворным, это то, что проходит в неразрывной связности от одного моментального скопления скандх к другому, как в течение жизни человека, так и после его смерти, до тех пор, пока результат (випака) каждого произвольного действия его тела, речи или мысли, произведенного им, не будет достигнут.

Кармические факторы: самскара. Также – Комплексы; Импульсы.

Кармический Отпечаток: васана. Также – Привычная Направленность Энергии.

Киннара. Мифическая птица с человеческой головой.

Комплексы: самскара. Также – Импульсы; Кармические факторы. 149.

Корни Добра: кушала-мула. Также – Приносящее Заслугу Деяние; Собрание Заслуг.

Кос: кроша. Расстояние около 2,5 миль.

Коти. Большое число.

Круговорот: самсара. Также – Рождение-и-смерть; Сансара.

Крылья Просветления: бодхи-пакша.

Кхандха. Палийская форма слова Скандха.

Л

Лакшми. Богиня изобилия, известная своей красотой. 189 III.

Ликование: анумодана.

Лишенное основания: анупаламбха.

Лишенность Признаков: а-нимитта.

М

Магическая Иллюзия: майя. См. Обманчивая Видимость и т.д.

Майя. См. Обманчивая Видимость.

Мандала. Мистический круг. 188 (ст. 11, 24, 98), 189, 190, 198 III.

Манджушри. Бодхисаттва Мудрости. 153, 200.

Мантра. См. Заклинание.

Мара. Смерть, убийца и враг всего, что искусно и благотворно. Буддийский "Искуситель", персонификация всех зол и страстей, чьими приманками и ловушками являются чувственные наслаждения. Иногда идентифицируется с пятью Скандхами, и со всем, что непостоянно, со страданием и "не-я". 11, 35, 43, 78, 111, 174 (ст. 138).

Мастерство В Средствах: упая-каушалья. 137.

Материальная Форма: рупа. Также – Объект Зрения; Тонкая Материальность; Форма.

Махорага: маха-урага. Великий змей, считающийся божеством.

Медитация: дхьяна. Также – Дхьяна; Джхана; Транс.

Метод: упая. См. Средства.

Мировая Система Саха. Названия Вселенной, в которой мы живем, и в которой должны многое претерпеть (сахати).

Монах: бхикшу. 3, 5, 188 (ст. 10).

Монахиня: бхикшуни. 3.

Мудра. Ритуальный жест. 189 I.

Мудрец: муни.

Мудрость: праджня. 23-24, 36-38, 170, 189 I.

Мысль: читта. Также – Сознание (6); Ум (32), а также в "Ум-только". 151, 163, 186, 188 (ст. 55), 78, 83, 99, 106-107.

Мысль о Просветлении: бодхи-читта. Решение Бодхисаттвы достичь полного просветления Будды. В тантрических текстах символизируется флюидом жизни. 189 III. Также – Стремление к Просветлению.

Н

Нага. Змея или дракон, кобра, самец слона, великий человек. 172.

Надмирное: локоттара. 131, 180.

Найюта, или нийюта. Большое число.

Наставление: шасана. Также – Правосудие; Религия.

Небесное Око: дивья-чакшу.

Неблаготворное: а-кушала.

Неведение: а-видья. Также – Глупость.

Не-вещественность: ни-сва-бхавата. То, что не имеет собственного существования или собственной природы. 189 I.

Не-двойственность: а-двая. 160-161, 180-181, 188 (ст. 107), 210.

Необусловленное: а-самскрита. Также – Не состоящее из частей. 98.

Не-привязанность: а-санга.

Не-создание: ан-ут-пада. Также – Не-производство.

Несокрушимое: ваджра. (Б., стр. 178). См. Ваджра.

Не состоящее из частей: а-самскрита. Также – Необусловленное.

Несчастье: дуккха. Также – Страдание.

"Не-я": ан-атман. 179, 182.

Ниббана. Палийская форма слова Нирвана.

Нирвана: нир-вана. 72, 76, 78, 84-89, 111, 121-122 (ст. 12), 123, 154, 165, 178-179, 186, 188 (ст. 13, 27, 40, 41, 102, 103, 110), 189 I, 201.

Нравственность: шила.

Нравственные Обычаи: шила. Пять видов, 13. Также известны как пять предписаний, или нравственных правил. (Б., стр. 86).

О

Обет: пра-ни-дхана.

Область Чувств: айятана. Их шесть, в соответствии с шестью чувствами. 43, 52.

Обманчивая Видимость: майя. Также – Иллюзия; Магическая Иллюзия; Майя. 142 (ст. 16), 149 (ст. 98, 107), 150-151, 165, 176 (ст. 34), 179, 183-184, 188 (ст. 53).

Образ: самкальпа. Также – Иллюзия; Самомнение.

Обусловленное: самскрита. Также – Состоящее из частей. 149-150.

Обусловленное Возникновение: пратитья-самутпада. Также – Взаимообусловленное Возникновение. (Б., стр. 48). 39-71.

Община: самгха. Также – Собрание; Сангха. 27.

Объект Зрения: рупа. Также – Форма, Материальная Форма.

Одинокий Будда: прати-ека-будда. Также – Пратьекабудда.

Око: чакшу. Пять очей: 1. телесное око; 2. небесное око; 3. око мудрости; 4. око Дхармы; 5. око Будды.

Окончательная Нирвана: пари-нирвана. Также – Совершенная Нирвана.

Омрачения: клеша. 174, 209

Основание: 1. упадхи. Не исчезающее основание привязанности к перерождению. 1, 70, 94, 100. 2. упаламбха. Обьективный дубликат Понимания. 161, 181. Основание Уверенности в себе: вайшарадья. Четыре, опис. 117; 114-115, 170.

Отвержение: паравритти. 178-179, 181.

Отсутствие Желаний: а-пра-ни-хита. Состояние, в котором человек не строит планы на будущее. Может также переводиться как "отсутствие цели". Это третья из трех "дверей к освобождению", следующая за пустотностью и лишенностью признаков.

Ощущение: ведана. 32, 43, 50, 52.

П

Паринирвана. Также – Окончательная Нирвана; Совершенная Нирвана.

Первоначальная Сущность Природы: пракрити.

Первородное: саха-джа. Означает абсолютную истину, которая рассматривается как первородная во всех вещах. 188, 192.

Перерождение. 59-66, 205.

Перешедший поток: срота-апатти.

Плод: пхала. Результат, следующий из хороших или плохих действий (см. Карма).

Победитель: джина. Также – Джина.

Повелитель, Вращающий Колесо: чакравартин. См. Государь Вселенной.

Поддерживающая сила: адхиштхана. Решительность ума, с помощью которой Будда поддерживает волшебные существа, выполняющие работу его проповеди, и т.д.

Познание: джняна. Также – Знание. Пять видов – 187, 190.

Поклонение: пуджа.

Покой: нирврити. Также – Отдых.

Покров: аварана. Может также переводиться как "препятствие". 146, 173, 179.

Покров познаваемого: джнейя-аварана. Реалистическая ошибка.

Помехи: ниварана. Пять, перечислены в 32. Они мешают достижению сосредоточения.

Понимание: упалабдхи.

Понятие: сам-джня. Также – Восприятие.

Посвятить: пари-намаяти. Отдать собственные заслуги делу всеобщего просветления. 128, 131, 171.

Посвящение: абхи-секха. 189 III.

Поселиться: абхи-ни-вишате.

Постижение: пари-джня.

Потоки: асрава. Четыре: чувственное желание, желание становления, неверное воззрение, неведение. Человек, достигший пресечения потоков, становится Архатом.

Правосудие: шасана. Также – Обучение; Религия.

Пратьекабудда. Также – Одинокий Будда. Просветленный сам, но не способный или не желающий учить. (Б., стр. 123). 129, 199.

Представление-только: виджняпти-матра. 181.

Препятствия: пра-панча. Также – Дискурсивные Понятия.

Пресечение: 1. кшая. Акт пресечения всех мирских элементов, а также результат такого действия. 2. ни-родха. Привычная Направленность Энергии: васана. Результат скрытой энергии неверного (интеллектуального) образа мышления, приобретенной в прошлом, который заставляет нас видеть вещи как реальные. Разрушается посредством медитации над пустотностью. 182-183. Также – Кармический Отпечаток.

Признак: 1. лакшана. 1. Характеристика сущностей. В этом смысле различаются особые и общие признаки. Особые признаки – это черты, характеризующие отдельную вещь, "общие" признаки – это те, которые можно найти во всех обусловленных вещах, т.е., непостоянство, страдание и отсутствие "я". 2. 32 признака сверхчеловека. Физические особенности, находимые в теле Будды, а также в теле Государя Вселенной. 2. нимитта. Особенно сложный технический термин. В Махаяне говорится, что мы воспринимаем данные опыта в виде "признаков", рассматривая их как указывающие на действительную сущность, стоящую за ними.

Применения Внимания: смритиупастхана. Четыре вида, описаны в 32. Также – Темы для медитации, 196.

Приносящее Заслугу Деяние: кушала-мула. 171. Также – Корни Добра; Собрание Заслуг.

Природа Будды. 213.

Причастие: самая. 189 III.

Провидец: риши. См. Риши.

Происхождение: сам-уд-ая. Также – Возникновение.

Промежуточное Существование: антара-бхара. 205.

Просветление: боддхи.

Пространство: акаша. Также – Эфир. 34, 98, 188 (ст. 77), 201, 110.

Пустота: шуньята. Также – Пустотность.

Пустотность: шуньята. Также – Пустота. (Б., стр. 130 и далее). 19, 79-83, 116, 123 (ст. 76, 81), 141, 149-169, 188 (ст. 12, 70, 75, 108-109), 189 III, 191, 209-210, 212 (3).

Путь: марга. Также – Тропа. 93, 141, 213. Восьмеричный Путь, опис. 42.

Р

Различение: ви-кальпа.

Ракшас: ракшаса. Разновидность демона.

Религия: шасана. Также – Наставление (2); Правосудие (15, 22).

Риши. 132. Также – Видящий; Провидец.

Рождение-и-смерть: самсара. Также – Круговорот; Сансара.

С

Сакка. Палийская форма слова Шакра.

Само-Сущее: 1. сваям-бху. 169 (ст. 153), 174 (ст. 8). 2. свабхавика. Буквально – Принадлежащее собственному существованию. 190.

Сангха. Община монахов и монахинь. Также – Собрание; Община.

Санкхара. Палийская форма слова самскара. См. Комплексы и т.д.

Сансара. Также – Рождение-и-смерть; Круговорот. 67, 186, 188 (ст. 41, 65, 102-103, 110).

Сверх-знание: абхи-джня. Шесть: 1. чудодейственные силы, 2. небесный слух, 3. знание мыслей других, 4. способность помнить свои предыдущие перерождения, 5. знание перерождений других существ, 6. знание того, что потоки пресечены. 33, 123 (ст. 66-71).

Святой: арья. Также – Арий.

Семья: кула. 188 (ст. 26, 50), 190.

Силы: бала. Десять Сил Татхагаты, опис. 116.

Скандхи. Пять составляющих личности: форма, ощущение, восприятие, импульсы, сознание. Также – Группы. 14, 32, 54, 148, 187, 188 (ст. 92).

Скверны: клеша. Также – Омрачения; Страсти. 212, 2-27, 179.

Смертные Грехи: анантарьяни. Пять: убийство матери, отца или Архата, возбуждениение разногласий в Общине, умышленное пролитие крови Татхагаты. 154; ср. 5.

Смущение: моха. Также – Глупость, 198; Заблуждение; Смятение.

Смятение: моха. Также – Глупость; Заблуждение; Смущение. 205.

Собрание: самгха. Также – Община; Сангха.

Собрание Заслуг: 1. пунья-скандха. 2. кушала-мула. Этот перевод часто применялся по стилистическим причинам, хотя он несколько грубо звучит. "Заслуга" в основном употребляется для слова "пунья", а также в 128 "Приносящее Заслугу Действие" соответствует слову "пунья-крия-васту". Также – Корни Добра; Приносящее Заслугу Действие.

Собственная Природа: сва-бхава. Также – Собственное Существование.

Собственное Существование: сва-бхава. Также – Собственная Природа.

Совершенная Нирвана: пари-нирвана. Также – Окончательная Нирвана.

Совершенство: парам-ита. Шесть, опис. 129-133. Также см. 29. Совершенство Мудрости: праджняпарамита. 129-130, 137, 141-169, 187, 189 I, 191.

Сознание: ви-джняна. Также: читта, 6-15, 34, 43, 48, 49, 52, 110, 149 (ст. 105-107), 181-182, 184.

Сострадание: каруна. 8, 124-125, 127, 188 (ст. 107-108), 189 I.

Состояния Брахмы: брахма-вихара. Четыре – дружелюбие, сострадание, сочувственная радость и уравновешенность.

Состояния Горя: апая. См. Дурные Уделы.

Состояния Ума: дхарма. 32, 117.

Состоящее из частей: самскрита. Также – Обусловленное.

Сосредоточение: самадхи (Б., стр. 99-105). 23-24, 33-35, 170.

Сочувственная Радость: мудита.

Спаситель: натха. 124, 122, 175 (ст. 17), 176 (ст. 11).

Спасти: тараяти. Буквально – помочь пересечь.

Способность: индрия. Пять, 23-24, 36, 116, 170.

Средства: упая. Также – Метод. 188 (ст. 95), 189 I.

Средства Обращения: самграха-васту. Четыре, 123 (ст. 78).

Становление: бхава. 38, 41, 43, 69, 84.

Страдание: духкха. Также – Несчастье.

Странник: пра-враджита. Класс аскетов, мужчин и женщин, характерных для Индии ок. 500 г. н.э.

Страсти: рага. Также – Вожделение. 198, 186, 188 (ст. 26, 85), 201.

Ступа. Хранилище реликвий, часто колоколовидной формы, строятся на открытых пространствах для хранения в них реликвий Будды или его учеников, или для увековечения памяти на местах их деяний. С течением времени стали символизировать учение Будды. (Б., стр. 79). 172.

Ступень: бхуми. Насчитывается десять ступеней жизненного пути Бодхисаттвы, с того момента, когда он решает достичь просветления, до достижения Буддовости. 179, 188 (ст. 89), 106.

Сугата. (Су=хорошо, гата=ушедший). Эпитет Будды.

Существо: саттва. 66, 149 (ст. 110), 157, 164-165.

Сферы Будды: будда-кшетра. (Б., стр. 154). 120. Также – Области Будды.

"Счастливая Земля": сукхавати. Область Будды Амитабхи. 176 (ст. 25), 177.

Т

Таковость: татха-та. Также – Истинная Таковость. (Б, стр. 134). 12, 139, 148, 156, 167, 169 (ст. 148), 203, 209-210.

Татхагата: татха-гата или татха-агата. Титул Будды. (Б., стр. 36). 107-108, 113, 118, 134-136, 200-201. Пять Татхагат: 192.

Тело Дхармы: дхарма-кая. Абсолютное тело Буддовости, свободное от всяких определенных качеств. Первое из трех тел Будды. (Б., стр. 172). 118-119, 123 (ст. 82), 136-138, 169 (ст. 145), 181 (ст. 30), 189 I, 190.

Тело Нирманы: нирмана-кая. "Тело трансформации", посредством которого Будда являет себя обычным людям и животным. 189 I, 190. (Б., стр. 172).

Тело Самбхоги: самбхога-кая. Тело Блаженства, в котором Будды являют себя, когда они проповедуют Сутры Махаяны избранным слушателям – Бодхисаттвам, и т. д. 189 I, 190. (Б., стр. 172).

Терраса Просветления: бодхи-манда. Место под деревом Бодхи, где Будда достиг просветления. Также – Место Просветления. 201.

Тонкая материальность: рупа. 69, 70. См. Форма и т.д.

Транс: дхьяна. Также – Джхана; Дхьяна; Медитация.

Три Мира: траи-дхатука. О мире чувственных желаний, мире формы (или тонкой материальности), и мире без форм.

Тропа: марга. Также – Путь.

У

Ум: манас. (Также – "Мысль", 32).

Ум-и-тело: нама-рупа. 18, 41, 43.

Ум-только: читта-матра. 178-181.

Усилия, четыре правильных: самьяк-прахана. Опис. 29.

Уравновешенность: упекша. 32-33.

Учение: ви-ная.

Ученик: шравака. В текстах Махаяны – технический термин для обозначения последователей Хинаяны.

Ушниша. Узел волос на макушке головы, один из признаков Будды. 190.

Ф

Фея: якша. 165. Также – Якша.

Форма: рупа. Также – Материальная Форма, Объект Зрения, Тонкая Материальность.

Х

Хранилище Сознания: алая-виджняна. 150, 178, 181-182. (Б., стр. 168 и далее).

Ц

Целомудрие: брахма-чарья (Б., стр. 58). 4, 7, 8, 10, 12, 14, 71, 89.

Цепляние: упадана. 43, 53-58, 181, 183 (ст. 153).

Ч

Чудо Двойника: ямака-пратихарья. 22, (ср. Б., стр. 104).

Ш

Шакра. Одно из имен Индры, "Верховного Божества". 172.

Шрамана. Аскет. 208.

Э

Элемент: дхату. 1. Четыре или шесть материальных элементов, 32, 43, 95, 180, 197; 2. 18 элементов, т.е. шесть объектов чувств, шесть органов чувств, шесть видов чувственного сознания, 111; 3. Элемент Дхармы, 156; 4. Элемент Татхагаты, 185.

Элемент Дхармы: дхарма-дхату. Также – Сфера Дхармы. Объяснен в 156.

Энергия: вирья. 23-24, 29-31, 170.

Эон: кальпа. Б., стр. 49.

Эфир: акаша. См. Пространство.

Я

"Я": атман. 53-57, 80-81, 96, 106, 111, 131-132, 147, 149 (ст. 106, 117), 155, 180, 182, 188 (ст. 27, 29, 96, 105-106, 112), 192, 195, 197.

Яккха. Палийская форма слова Якша.

Якша. Разновидность духа. 105. Также – Фея.

Яма, Мир Ямы. Яма – повелитель Подземного Мира. 175 (ст. 19).