Обобщенно об обусловленном возникновении

39.

Кто видит Обусловленное Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, видит Обусловленное Возникновение.

40.

Это тело, монахи, не ваше, оно также не принадлежит другим. Его следует считать (продуктом71) прежней кармы, осуществленной через прошлые желания и ощущения. В этом отношении обученный ученик Ариев тщательно и с мудростью рассуждает о самом Обусловленном Возникновении: "Если есть одно, есть и другое; с появлением одного другое появляется; если одного нет, не будет и другого; с прекращением одного другое прекращается". Это означает: ...

(продолжение в следующем отрывке)

41.

Неведением обусловлены кармические факторы72; кармическими факторами обусловлено сознание;сознанием обусловлены ум-и-тело; умом-и-телом обусловлены шесть областей чувств; шестью областями чувств обусловлено впечатление; впечатлением обусловлено ощущение; ощущением обусловлена жажда; жаждой обусловлено цепляние; цеплянием обусловлено становление; становлением обусловлено рождение; обусловленные рождением, возникают старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково происхождение всей бездны страданий.

Но с прекращением неведения прекращаются кармические факторы; с прекращением кармических факторов прекращается сознание; с прекращением сознания прекращаются ум-и-тело; с прекращением ума-и-тела прекращаются шесть областей чувств; с прекращением шести областей чувств прекращается впечатление; с прекращением впечатления прекращается ощущение; с прекращением ощущения прекращается жажда; с прекращением жажды прекращается цепляние; с прекращением цепляния прекращается становление; с прекращением становления прекращается рождение; с прекращением рождения прекращаются старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково прекращение всей бездны страданий.

42.

C возникновением неведения возникают кармические факторы, с прекращением неведения прекращаются кармические факторы. Этот восьмеричный путь Ариев сам по себе есть путь, который приводит к прекращению действия кармических факторов, речь идет о: правильном воззрении,правильной мысли, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении.

Когда ученик Ариев таким образом понимает "условие", его возникновение, прекращение и путь, ведущий к его прекращению таким образом, его называют учеником Ариев, овладевшим правильным воззрением, видением, вошедшим в эту истинную Дхамму, видящим эту истинную Дхамму, наделенным знанием и наукой учащегося, достигшим потока Дхаммы, являющимся Арием проникновеной мудрости, стучащим во врата Бессмертия.

43.

А что такое старение и смерть? говоря о каком бы то ни было классе существ, когда они старятся, дряхлеют, слабеют, седеют, кожа их покрывается морщинами, жизненный срок истекает, чувственные способности перезревают, – это называется старением. Говоря о том или ином существе из этого или того класса существ, когда оно кончается и гибнет, ломается, исчезает, гаснет и умирает, уходит из этого мира, разрушает кхандхи, покидает тело – это называется смертью.

А что такое рождение? Говоря о том или ином существе из этого или того класса существ, когда оно зачинается, рождается, нисходит, производится на свет, когда появляются кхандхи, достигаются чувственные способности – это называется рождением.

А что такое становление? Есть три вида становления: чувственное становление, тонко-материальное становление, нематериальное становление.

А что такое цепляние? Есть четыре вида цепляния: за чувственные наслаждения, за умозрительные взгляды, за обряд и обычай, за представление о "я".

А что такое жажда? Есть шесть типов жажды: материальных форм, звуков, запахов, вкусов, прикосновений, объектов ума.

А что такое ощущение? Есть шесть типов ощущений: ощущения, связанные с визуальным, слуховым, обонятельным, вкусовым, физическим и ментальным воздействием.

А что такое впечатление? Есть шесть типов впечатлений: визуальные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и ментальные.

А что такое шесть областей чувств? Области глаза, уха, носа, языка, тела, ума.

А что такое ум-и-тело? Ощущение, восприятие, волеизъявление, впечатление, мудрое внимание: это и называется умом73. Четыре великих элемента74 и происходящая из них материальная форма: это и называется телом. Таков ум и таково тело. Это называется ум-и-тело.

А что такое сознание? Есть шесть типов сознания: визуальное, слуховое, обонятельное, вкусовое, физическое и ментальное сознания.

А что такое кармические факторы? Их три: кармические факторы тела, речи, мысли.

А что такое неведение? Какое бы то ни было незнание относительно страдания, его возникновения, его пресечения и пути, ведущего к его пресечению – это называется неведением.

44.

"Вызывается ли страдание самим человеком, благой Гаутама?"

"Нет, Кашьяпа."

"Значит, другим человеком?"

"Нет."

"Тогда и им самим и другим?"

"Нет, Кашьяпа."

"Тогда может быть, страдание, которое не вызвано ни мной, ни кем-то другим, приходит ко мне случайно?"

"Нет, Кашьяпа."

"Тогда, может быть, страдания нет?"

"Нет, Кашьяпа, нельзя сказать, что нет страдания, ибо есть страдание."

"Значит, благой Гаутама не знает и не видит страдания?"

"Нельзя сказать, что я не знаю страдания и не вижу его. Я знаю его, и я вижу его."

"На все мои вопросы, благой Гаутама, ты ответил "нет", и ты сказал, что знаешь страдание и видишь его. Бхагаван, пусть же Бхагаван объяснит мне страдание, пусть он научит меня страданию."

"Тот, кто говорит: "Кто совершает (поступок), тот пожинает (его плоды)", говорит тем самым, что страдание вызывается самим существом с самого начала жизни существа – это составляет взгляд с точки зрения Вечности. Тот, кто говорит: "Один совершает (поступок), другой пожинает (его плоды)", говорит тем самым, что, когда одно существо охвачено чувством, страдание вызывалось другим – это составляет взгляд с точки зрения Уничтожения.

Избегая обеих этих крайностей, Кашьяпа, Татхагата наставляет Дхамме, применяя такой метод: неведением обусловлены кармические факторы... и т.д. Таково происхождение всей бездны страданий. Прекращением этого неведения прекращаются кармические факторы ... и т.д. Таково пресечение всей бездны страданий."

45.

Однажды, когда Бхагаван пребывал среди Куру, почтенный Ананда подошел к нему и сказал:

"Как удивительно, Бхагаван, ведь, хотя Обусловленное Возникновение столь глубоко и представляется столь глубоким, мне оно кажется совершеннно ясным."

"Не говори так, Ананда. Ибо это Обусловленное Возникновение глубоко и также представляется глубоким. Именно из-за того, что это поколение не пробудилось к этой Дхамме75, Ананда, оно запуталось, как клубок, оно словно бы покрыто разъедающей коростой, скручено подобно канату, не может преодолеть зтого плачевного состояния, областей зла, бездны, круговорота (самсары).

Обусловленное Возникновение по отдельности

Неведение

46.

Я не вижу более ни одной такой помехи, какой является неведение, столь долгое время обрекающее человечество на бег в круговороте бытия.

47.

Обычный человек, лишенный руководства, не понимает, как это есть в действительности, что эта материальная форма, ощущение, восприятие, импульсы, сознание по своей природе подвержены рождению, смерти, и вместе и рождению и смерти; не понимает он также, как это есть в действительности, ни удовлетворения, ни опасности пребывания в них, ни того, как их избежать.

Сознание

48.

То, что мы хотим и то, что мы собираемся сделать и то, чем мы заняты, является предметом, поддерживающим сознание. Если есть предмет, есть точка опоры для сознания. Имея точку опоры, сознание разрастается, и в будущем появляются перерождение и повторное становление. Если в будущем появляются перерождение и повторное становление, в будущем возникают и старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково возникновение всей этой бездны страданий.

Даже если мы ничего не хотим и ничего не собираемся делать, но все же заняты чем-то, возникает та же последовательность.

Если же мы ничего не хотим, ничего не собираемся делать и ничем не заняты, то нет предмета, поддерживающего сознание; поэтому для него нет и точки опоры; тогда сознание не может разрастаться, и в будущем не появляются перерождение и повторное становление. Когда их нет, в будущем прекращаются рождение, старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково пресечение всей этой бездны страданий.

То, что мы хотим и то, что мы собираемся делать и то, чем мы заняты, является предметом, поддерживающим сознание. Если есть предмет, есть точка опоры для сознания. Имея точку опоры, сознание разрастается, и порождает ум-и-тело.

Ум-и-тело обусловливает шесть областей чувств.Они обусловливают впечатление. ... Таково происхождение всей этой бездны страданий.

Если же мы ничего не хотим, ничего не собираемся делать и ничем не заняты, то нет предмета, поддерживающего сознание; поэтому для него нет и точки опоры; не имея точки опоры, сознание не может разрастаться, и нет возникновения ума-и-тела. Когда пресечены ум-и-тело, пресечены шесть областей чувств. <...> Таково пресечение всей этой бездны страданий.

49.

Однажды человек, умеющий играть на раковине, взял свою раковину, пришел в пограничную область и, дойдя до деревни, подул в нее три раза, и, отложив ее, присел рядом. Желая знать, кто мог издавать столь очаровательный и чудесный звук, жители деревни спросили этого человека. Он ответил, что этот звук издавала раковина. Тогда они положили ее набок и сказали: "Говори, раковина, говори!" Но она не издала ни звука. Тогда они перевернули ее, и крутили так и этак, хлопали по ней ладонями, ударяли комками земли, палками, ножами, приговаривая: "Говори, раковина, говори!" Но раковина не издала ни звука. Тогда владелец раковины решил, чтоэти люди слишком глупы, раз такими бессмысленными методами пытаются извлечь звук из раковины. И на их глазах он поднял раковину, подул в нее три раза и ушел вместе с нею. Тогда жители деревни подумали: "Пока этой раковине сопутствует человек, усилие и дуновение – она звучит. Если же нет ни человека, ни усилия, ни дуновения – она не издает ни звука."

Точно так же, пока этому телу сопутствует жизнь, теплота и сознание – оно гуляет взад и вперед, стоит, сидит или лежит, видит, слышит, обоняет, ощущает вкусы, прикосновения и различает (виджанати) состояния ума с помощью ума. Но когда телу перестает сопутствовать жизнь, теплота, сознание, оно не может сделать ничего из этого.

Ощущение

50.

Если кто-то76 испытывает ощущение, которое приятно, болезненно или ни приятно, ни болезненно, он понимает, что оно непостоянно, его не должно жаждать или не приветствовать, и он испытывает эти ощущения, не будучи связанным. Ограничено ли ощущение телом или оно приурочено к основам бытия, он понимает, что воспринимает такое ощущение. И он понимает, что, когда в конце его жизненного пути его тело разрушится, все, что было испытано им, но не радовало его, станет невозмутимостью.

Жажда

51.

Того, кто, зная обе (безвыходные) крайности, интуитивно не привязывается крепко к середине, – того я называю великим человеком, миновавшим швею77.

52.

Какова одна безвыходная крайность, какова другая, что расположено в середине, кто швея? Монахи, один за другим, отвечали так:

Впечатление – одна безвыходная крайность, его возникновение - другая, его пресечение – посередине, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека к результатам того или иного становления.

Прошлое – одна безвыходная крайность, будущее – другая, настоящее – посередине, жажда – швея, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...

Приятное ощущение – одна безвыходная крайность, болезненное ощущение – другая, ощущение, которое не является ни приятным, ни болезненным – посередине, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...

Ум – одна безвыходная крайность, тело – другая, сознание - посередине78, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...

Шесть внутренних областей чувств – одна безвыходная крайность, шесть внешних – другая, сознание – посередине79, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...

Собственнное тело – одна безвыходная крайность, возникновение собственного тела – другая, пресечение собственного тела- посередине, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека к результатам того или иного становления.


<^>