Обобщенно об обусловленном возникновении
Кто видит Обусловленное Возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, видит Обусловленное Возникновение.
Маджхима-никая I, 190-191
Это тело, монахи, не ваше, оно также не принадлежит другим. Его следует считать (продуктом71) прежней кармы, осуществленной через прошлые желания и ощущения. В этом отношении обученный ученик Ариев тщательно и с мудростью рассуждает о самом Обусловленном Возникновении: "Если есть одно, есть и другое; с появлением одного другое появляется; если одного нет, не будет и другого; с прекращением одного другое прекращается". Это означает: ...
(продолжение в следующем отрывке)
Самьютта-никая II, 64-65
Неведением обусловлены кармические факторы72; кармическими факторами обусловлено сознание;сознанием обусловлены ум-и-тело; умом-и-телом обусловлены шесть областей чувств; шестью областями чувств обусловлено впечатление; впечатлением обусловлено ощущение; ощущением обусловлена жажда; жаждой обусловлено цепляние; цеплянием обусловлено становление; становлением обусловлено рождение; обусловленные рождением, возникают старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково происхождение всей бездны страданий.
Но с прекращением неведения прекращаются кармические факторы; с прекращением кармических факторов прекращается сознание; с прекращением сознания прекращаются ум-и-тело; с прекращением ума-и-тела прекращаются шесть областей чувств; с прекращением шести областей чувств прекращается впечатление; с прекращением впечатления прекращается ощущение; с прекращением ощущения прекращается жажда; с прекращением жажды прекращается цепляние; с прекращением цепляния прекращается становление; с прекращением становления прекращается рождение; с прекращением рождения прекращаются старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково прекращение всей бездны страданий.
Виная-питака I, 1
C возникновением неведения возникают кармические факторы, с прекращением неведения прекращаются кармические факторы. Этот восьмеричный путь Ариев сам по себе есть путь, который приводит к прекращению действия кармических факторов, речь идет о: правильном воззрении,правильной мысли, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении.
Когда ученик Ариев таким образом понимает "условие", его возникновение, прекращение и путь, ведущий к его прекращению таким образом, его называют учеником Ариев, овладевшим правильным воззрением, видением, вошедшим в эту истинную Дхамму, видящим эту истинную Дхамму, наделенным знанием и наукой учащегося, достигшим потока Дхаммы, являющимся Арием проникновеной мудрости, стучащим во врата Бессмертия.
Самьютта-никая II, 43
А что такое старение и смерть? говоря о каком бы то ни было классе существ, когда они старятся, дряхлеют, слабеют, седеют, кожа их покрывается морщинами, жизненный срок истекает, чувственные способности перезревают, – это называется старением. Говоря о том или ином существе из этого или того класса существ, когда оно кончается и гибнет, ломается, исчезает, гаснет и умирает, уходит из этого мира, разрушает кхандхи, покидает тело – это называется смертью.
А что такое рождение? Говоря о том или ином существе из этого или того класса существ, когда оно зачинается, рождается, нисходит, производится на свет, когда появляются кхандхи, достигаются чувственные способности – это называется рождением.
А что такое становление? Есть три вида становления: чувственное становление, тонко-материальное становление, нематериальное становление.
А что такое цепляние? Есть четыре вида цепляния: за чувственные наслаждения, за умозрительные взгляды, за обряд и обычай, за представление о "я".
А что такое жажда? Есть шесть типов жажды: материальных форм, звуков, запахов, вкусов, прикосновений, объектов ума.
А что такое ощущение? Есть шесть типов ощущений: ощущения, связанные с визуальным, слуховым, обонятельным, вкусовым, физическим и ментальным воздействием.
А что такое впечатление? Есть шесть типов впечатлений: визуальные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и ментальные.
А что такое шесть областей чувств? Области глаза, уха, носа, языка, тела, ума.
А что такое ум-и-тело? Ощущение, восприятие, волеизъявление, впечатление, мудрое внимание: это и называется умом73. Четыре великих элемента74 и происходящая из них материальная форма: это и называется телом. Таков ум и таково тело. Это называется ум-и-тело.
А что такое сознание? Есть шесть типов сознания: визуальное, слуховое, обонятельное, вкусовое, физическое и ментальное сознания.
А что такое кармические факторы? Их три: кармические факторы тела, речи, мысли.
А что такое неведение? Какое бы то ни было незнание относительно страдания, его возникновения, его пресечения и пути, ведущего к его пресечению – это называется неведением.
Маджхима-никая I, 49-54
"Вызывается ли страдание самим человеком, благой Гаутама?"
"Нет, Кашьяпа."
"Значит, другим человеком?"
"Нет."
"Тогда и им самим и другим?"
"Нет, Кашьяпа."
"Тогда может быть, страдание, которое не вызвано ни мной, ни кем-то другим, приходит ко мне случайно?"
"Нет, Кашьяпа."
"Тогда, может быть, страдания нет?"
"Нет, Кашьяпа, нельзя сказать, что нет страдания, ибо есть страдание."
"Значит, благой Гаутама не знает и не видит страдания?"
"Нельзя сказать, что я не знаю страдания и не вижу его. Я знаю его, и я вижу его."
"На все мои вопросы, благой Гаутама, ты ответил "нет", и ты сказал, что знаешь страдание и видишь его. Бхагаван, пусть же Бхагаван объяснит мне страдание, пусть он научит меня страданию."
"Тот, кто говорит: "Кто совершает (поступок), тот пожинает (его плоды)", говорит тем самым, что страдание вызывается самим существом с самого начала жизни существа – это составляет взгляд с точки зрения Вечности. Тот, кто говорит: "Один совершает (поступок), другой пожинает (его плоды)", говорит тем самым, что, когда одно существо охвачено чувством, страдание вызывалось другим – это составляет взгляд с точки зрения Уничтожения.
Избегая обеих этих крайностей, Кашьяпа, Татхагата наставляет Дхамме, применяя такой метод: неведением обусловлены кармические факторы... и т.д. Таково происхождение всей бездны страданий. Прекращением этого неведения прекращаются кармические факторы ... и т.д. Таково пресечение всей бездны страданий."
Самьютта-никая II, 19-21
Однажды, когда Бхагаван пребывал среди Куру, почтенный Ананда подошел к нему и сказал:
"Как удивительно, Бхагаван, ведь, хотя Обусловленное Возникновение столь глубоко и представляется столь глубоким, мне оно кажется совершеннно ясным."
"Не говори так, Ананда. Ибо это Обусловленное Возникновение глубоко и также представляется глубоким. Именно из-за того, что это поколение не пробудилось к этой Дхамме75, Ананда, оно запуталось, как клубок, оно словно бы покрыто разъедающей коростой, скручено подобно канату, не может преодолеть зтого плачевного состояния, областей зла, бездны, круговорота (самсары).
Дигха-никая II, 55
Обусловленное Возникновение по отдельности
Неведение
Я не вижу более ни одной такой помехи, какой является неведение, столь долгое время обрекающее человечество на бег в круговороте бытия.
Итивуттака, стр. 8
Обычный человек, лишенный руководства, не понимает, как это есть в действительности, что эта материальная форма, ощущение, восприятие, импульсы, сознание по своей природе подвержены рождению, смерти, и вместе и рождению и смерти; не понимает он также, как это есть в действительности, ни удовлетворения, ни опасности пребывания в них, ни того, как их избежать.
Самьютта-никая III, 170-176 (сокращено)
48.
То, что мы хотим и то, что мы собираемся сделать и то, чем мы заняты, является предметом, поддерживающим сознание. Если есть предмет, есть точка опоры для сознания. Имея точку опоры, сознание разрастается, и в будущем появляются перерождение и повторное становление. Если в будущем появляются перерождение и повторное становление, в будущем возникают и старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково возникновение всей этой бездны страданий.
Даже если мы ничего не хотим и ничего не собираемся делать, но все же заняты чем-то, возникает та же последовательность.
Если же мы ничего не хотим, ничего не собираемся делать и ничем не заняты, то нет предмета, поддерживающего сознание; поэтому для него нет и точки опоры; тогда сознание не может разрастаться, и в будущем не появляются перерождение и повторное становление. Когда их нет, в будущем прекращаются рождение, старение и смерть, скорбь, печаль, страдание, плач и отчаяние. Таково пресечение всей этой бездны страданий.
То, что мы хотим и то, что мы собираемся делать и то, чем мы заняты, является предметом, поддерживающим сознание. Если есть предмет, есть точка опоры для сознания. Имея точку опоры, сознание разрастается, и порождает ум-и-тело.
Ум-и-тело обусловливает шесть областей чувств.Они обусловливают впечатление. ... Таково происхождение всей этой бездны страданий.
Если же мы ничего не хотим, ничего не собираемся делать и ничем не заняты, то нет предмета, поддерживающего сознание; поэтому для него нет и точки опоры; не имея точки опоры, сознание не может разрастаться, и нет возникновения ума-и-тела. Когда пресечены ум-и-тело, пресечены шесть областей чувств. <...> Таково пресечение всей этой бездны страданий.
Самьютта-никая II, 65-66
Однажды человек, умеющий играть на раковине, взял свою раковину, пришел в пограничную область и, дойдя до деревни, подул в нее три раза, и, отложив ее, присел рядом. Желая знать, кто мог издавать столь очаровательный и чудесный звук, жители деревни спросили этого человека. Он ответил, что этот звук издавала раковина. Тогда они положили ее набок и сказали: "Говори, раковина, говори!" Но она не издала ни звука. Тогда они перевернули ее, и крутили так и этак, хлопали по ней ладонями, ударяли комками земли, палками, ножами, приговаривая: "Говори, раковина, говори!" Но раковина не издала ни звука. Тогда владелец раковины решил, чтоэти люди слишком глупы, раз такими бессмысленными методами пытаются извлечь звук из раковины. И на их глазах он поднял раковину, подул в нее три раза и ушел вместе с нею. Тогда жители деревни подумали: "Пока этой раковине сопутствует человек, усилие и дуновение – она звучит. Если же нет ни человека, ни усилия, ни дуновения – она не издает ни звука."
Точно так же, пока этому телу сопутствует жизнь, теплота и сознание – оно гуляет взад и вперед, стоит, сидит или лежит, видит, слышит, обоняет, ощущает вкусы, прикосновения и различает (виджанати) состояния ума с помощью ума. Но когда телу перестает сопутствовать жизнь, теплота, сознание, оно не может сделать ничего из этого.
Дигха-никая II, 337-38
50.
Если кто-то76 испытывает ощущение, которое приятно, болезненно или ни приятно, ни болезненно, он понимает, что оно непостоянно, его не должно жаждать или не приветствовать, и он испытывает эти ощущения, не будучи связанным. Ограничено ли ощущение телом или оно приурочено к основам бытия, он понимает, что воспринимает такое ощущение. И он понимает, что, когда в конце его жизненного пути его тело разрушится, все, что было испытано им, но не радовало его, станет невозмутимостью.
Маджхима-никая III, 224
51.
Того, кто, зная обе (безвыходные) крайности, интуитивно не привязывается крепко к середине, – того я называю великим человеком, миновавшим швею77.
Cуттанипата, 1042
Какова одна безвыходная крайность, какова другая, что расположено в середине, кто швея? Монахи, один за другим, отвечали так:
Впечатление – одна безвыходная крайность, его возникновение - другая, его пресечение – посередине, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека к результатам того или иного становления.
Прошлое – одна безвыходная крайность, будущее – другая, настоящее – посередине, жажда – швея, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...
Приятное ощущение – одна безвыходная крайность, болезненное ощущение – другая, ощущение, которое не является ни приятным, ни болезненным – посередине, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...
Ум – одна безвыходная крайность, тело – другая, сознание - посередине78, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...
Шесть внутренних областей чувств – одна безвыходная крайность, шесть внешних – другая, сознание – посередине79, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека ...
Собственнное тело – одна безвыходная крайность, возникновение собственного тела – другая, пресечение собственного тела- посередине, жажда – швея, ибо жажда привязывает человека к результатам того или иного становления.
Ангуттара-никайя III, 399-401 (сокращено)