Цепляние

53.

Обычный человек, лишенный руководства, рассуждает не мудро, если думает: "Был ли я в прошлом, или меня не было, чем я был, на что я был похож, будучи тем, чем я был?" Или же он думает: "Буду ли я в будущем, или меня не будет, чем я буду, на что я буду похож, будучи тем, чем я буду?" Или, если он полон сомнений в настоящем, он думает: "Есть ли я, или меня нет, что я есть, на что похож, откуда взялось это существо, куда оно направляется?"

Тому, кто таким образом не мудро рассуждает, может показаться истинным и справедливым одно из шести умозрительных воззрений: "Для меня есть "я"80; для меня нет "я"; именно посредством своего "я" я сознаю свое "я"; именно посредством "я" я сознаю "не-я"; именно посредством "не-я" я сознаю свое"я"." Или же он может иметь подобное умозрительное воззрение: "Это мое "я", которое говорит и знает, которое здесь или там испытывает сейчас последствия кармы, добрые или злые, это мое "я" постоянно, стабильно, вечно, оно пребудет неизменным в вечности." Это называется иметь умозрительное воззрение, придерживаться умозрительного воззрения, беспорядочности, уклончивости, склонности к спорам и уз умозрительного воззрения. Спутанный этими узами, обычный человек, лишенный руководства, не освобожден от рождения, старения и смерти или от скорби, печали, страдания, плача и отчаяния. Я говорю, что он не освобожден от страдания.

54.

Если кто-либо не видит никакого "я" и ничего, имеющего природу "я" в пяти видах цепляния81 (материальная форма, ощущение, восприятие, импульсы, сознание), он является Арахантом, потоки которого уничтожены.

55.

Руководимый ученик Ариев не рассматривает материальную форму как "я", или "я", как имеющее материальную форму, или материальную форму как пребывающую в "я", или "я" как пребывающее в материальной форме. Также ни одним из этих способов он не рассматривает ощущения, восприятие, импульсы или сознание. Он понимает каждую из этих кхандх такой, как она является в действительности, то есть как непостоянную, страдающую, лишенную "я", состоящую из частей, убийственную. Он не приближается к ним, не цепляется за них и не устанавливает: ""Я" для меня"82 – и это способствует его радости и благополучию в течении долгих лет.

56.

Руководимый ученик Ариев думает о материальной форме и так далее: "Это не мое, это не я, это не мое "я"." Потому когда материальная форма и так далее изменяются и становятся другими, в нем не возникает скорби, печали, страдания, плача и отчаяния.

57.

Материальная форма и прочие кхандхи непостоянны; то, что непостоянно, есть страдание; то, что является страданием, есть "не-я"; то, что является "не-я", есть не мое, это не я, это не мое "я". Это должно видеть посредством (истинной) мудрости так, как оно есть на самом деле.

58.

Избавившись от неведения, пробудив знание,человек не цепляется за чувственные наслаждения, умозрительные воззрения, обряды и обычаи и за представление о "я".

Рождение, Старение и Смерть

59.

Существуют четыре способа схождения в утробу:

  1. когда кто-либо83, не обладая ясным сознанием, сходит в материнскую утробу, пребывает в ней и выходит из нее (таково зачатие обычных мирских людей, ДА. 885);
  2. когда кто-либо в ясном сознании сходит в материнскую утробу, но пребывает в ней и выходит из нее, не обладая ясным сознанием (зачатие 80 великих Старейшин, ДА. 885);
  3. когда кто-либо сходит в материнскую утробу и пребывает в ней в ясном сознании, но выходит из нее, не обладая ясным сознанием (зачатие двух главных учеников и Бодхисаттв, стремящихся стать Буддами самостоятельно и для себя84 – они выходят для великого страдания, ДА. 886);
  4. когда кто-либо сходит в материнскую утробу, пребывает в ней и исходит из нее, оставаясь в ясном сознании (зачатие Бодхисатт, стремящихся к всеведению, ДА. 886).

60.

Схождение в утробу происходит при сочетании трех условий. А именно, должно быть соитие родителей, должно быть время, подходящее для зачатия, и должен присутствовать гандхарва. Тогда происходит зачатие.

61.

Гандхарва (гандхабба) означает: существо, сходящее в утробу <...> существо, готовое войти в утробу (татрупакасатта). "Должен присутствовать" означает, что он должен не просто находиться поблизости, наблюдая союз родителей, но что в этой ситуации готово родиться определенное существо, ведомое механизмом кармы85 – вот значение этого.

62.

Гаутама рассказывает молодому ученому брамину Ассалаяне историю о том, как в прошлом Асита Девала победил в споре семерых браминов-провидцев, которые придерживались тех же взглядов, что и Ассалаяна.

"Затем, Ассалаяна, семь браминов-провидцев приблизились к провидцу Асите Девале, чтобы воздать ему почести, и он так обратился к ним:

"Я слышал, что когда семь браминов-провидцев жили в шалашах в лесу, у них возникло такое ложное представление: "Только брамины образуют лучшую касту, все остальные касты – низкие и темные; только брамины чисты, но не не-брамины; только брамины – сыновья Брахмы, рожденные от его уст, рожденные Брахмой, созданные Брахмой, наследующие Брахме.""

"Это так, господин."

"Но знаете ли вы, того [нрзб.]


<^>