53.
Обычный человек, лишенный руководства, рассуждает не мудро, если думает: "Был ли я в прошлом, или меня не было, чем я был, на что я был похож, будучи тем, чем я был?" Или же он думает: "Буду ли я в будущем, или меня не будет, чем я буду, на что я буду похож, будучи тем, чем я буду?" Или, если он полон сомнений в настоящем, он думает: "Есть ли я, или меня нет, что я есть, на что похож, откуда взялось это существо, куда оно направляется?"
Тому, кто таким образом не мудро рассуждает, может показаться истинным и справедливым одно из шести умозрительных воззрений: "Для меня есть "я"80; для меня нет "я"; именно посредством своего "я" я сознаю свое "я"; именно посредством "я" я сознаю "не-я"; именно посредством "не-я" я сознаю свое"я"." Или же он может иметь подобное умозрительное воззрение: "Это мое "я", которое говорит и знает, которое здесь или там испытывает сейчас последствия кармы, добрые или злые, это мое "я" постоянно, стабильно, вечно, оно пребудет неизменным в вечности." Это называется иметь умозрительное воззрение, придерживаться умозрительного воззрения, беспорядочности, уклончивости, склонности к спорам и уз умозрительного воззрения. Спутанный этими узами, обычный человек, лишенный руководства, не освобожден от рождения, старения и смерти или от скорби, печали, страдания, плача и отчаяния. Я говорю, что он не освобожден от страдания.
Маджхима-никая I, 8
Если кто-либо не видит никакого "я" и ничего, имеющего природу "я" в пяти видах цепляния81 (материальная форма, ощущение, восприятие, импульсы, сознание), он является Арахантом, потоки которого уничтожены.
Самьютта-никая III, 127-128
Руководимый ученик Ариев не рассматривает материальную форму как "я", или "я", как имеющее материальную форму, или материальную форму как пребывающую в "я", или "я" как пребывающее в материальной форме. Также ни одним из этих способов он не рассматривает ощущения, восприятие, импульсы или сознание. Он понимает каждую из этих кхандх такой, как она является в действительности, то есть как непостоянную, страдающую, лишенную "я", состоящую из частей, убийственную. Он не приближается к ним, не цепляется за них и не устанавливает: ""Я" для меня"82 – и это способствует его радости и благополучию в течении долгих лет.
Самьютта-никая III, 114-115
Руководимый ученик Ариев думает о материальной форме и так далее: "Это не мое, это не я, это не мое "я"." Потому когда материальная форма и так далее изменяются и становятся другими, в нем не возникает скорби, печали, страдания, плача и отчаяния.
Самьютта-никая III, 19 и т.д.
Материальная форма и прочие кхандхи непостоянны; то, что непостоянно, есть страдание; то, что является страданием, есть "не-я"; то, что является "не-я", есть не мое, это не я, это не мое "я". Это должно видеть посредством (истинной) мудрости так, как оно есть на самом деле.
Виная-питака I, 14
Избавившись от неведения, пробудив знание,человек не цепляется за чувственные наслаждения, умозрительные воззрения, обряды и обычаи и за представление о "я".
Маджхима-никая I, 67
59.
Существуют четыре способа схождения в утробу:
Дигха-никая III, 103
Схождение в утробу происходит при сочетании трех условий. А именно, должно быть соитие родителей, должно быть время, подходящее для зачатия, и должен присутствовать гандхарва. Тогда происходит зачатие.
Маджхима-никая I, 256
Гандхарва (гандхабба) означает: существо, сходящее в утробу <...> существо, готовое войти в утробу (татрупакасатта). "Должен присутствовать" означает, что он должен не просто находиться поблизости, наблюдая союз родителей, но что в этой ситуации готово родиться определенное существо, ведомое механизмом кармы85 – вот значение этого.
Папанчасудани II, 310
Гаутама рассказывает молодому ученому брамину Ассалаяне историю о том, как в прошлом Асита Девала победил в споре семерых браминов-провидцев, которые придерживались тех же взглядов, что и Ассалаяна.
"Затем, Ассалаяна, семь браминов-провидцев приблизились к провидцу Асите Девале, чтобы воздать ему почести, и он так обратился к ним:
"Я слышал, что когда семь браминов-провидцев жили в шалашах в лесу, у них возникло такое ложное представление: "Только брамины образуют лучшую касту, все остальные касты – низкие и темные; только брамины чисты, но не не-брамины; только брамины – сыновья Брахмы, рожденные от его уст, рожденные Брахмой, созданные Брахмой, наследующие Брахме.""
"Это так, господин."
"Но знаете ли вы, того [нрзб.]