84.
Нирвана есть пресечение становления.
Самьютта-никайя II, 117
Она называется Нирваной из-за избавления от вожделения.
Самьютта-никайя I, 39
Стойкий гаснет (ниббанти), подобно этому светильнику.
Суттанипата, 235
Я утоплю фитиль (в масле) – само угасание светильника (ниббана) было избавлением ума.
Тхеригатха, 116
Само угасание пламени было избавлением ума.
Дигха-никайя II, 157
Целомудрие практикуют для погружения в Нирвану, для перехода на ту сторону к Нирване, для кульминации в Нирване.
Самьютта-никайя III, 189
Мудрый монах, свободный от желания и страсти, достигает бессмертия, мира, неизменного состояния Нирваны.
Суттанипата, 204
Для тех, кто стоит посреди потока в великой опасности в половодье,
– для тех, кто рискует состариться и умереть, – я провозглашаю Остров:
Где есть не-вещь,где ничто не схватывается, там – Остров Ничего-по-ту-сторону.
Нирваной я называю его, – полным пресечением старения и умирания.
Суттанипата, 1093-1094
"В отношении чего, Бхагаван, человек является провозглашающим Дхамму?"
"Монах, если некто наставляет Дхамме для ухода от материальной формы, от ощущения, восприятия, импульсов, сознания, для бесстрастного отношения к ним, для их прекращения, его надлежит называть монахом, провозглашающим Дхамму. Если он сам живет для ухода от материальной формы и так далее, для бесстрастного отношения к ним, для их прекращения, его надлежит называть монахом, живущим в соответствии с Дхаммой. Монаха, освобожденного таким уходом от этих вещей, бесстрастием по отношению к ним, прекращением этих вещей, надлежит называть достигшим Нирваны здесь и сейчас."
Самьютта-никайя III, 163-164
Странник, евший розовые яблоки, сказал так почтенному Сарипутте:
"Почтенный Сарипутта, вот говорят: "Нирвана, Нирвана." Так что же такое Нирвана, о почтенный?"
"То, почтенный, что является уничтожением страсти, отвращения, смущения, – это и является Нирваной."
"Но есть ли путь, почтенный, есть ли способ достижения этой Нирваны?"
"Есть, почтенный."
"Каков же он, о почтенный?"
"Этот восьмеричный путь Ариев направлен непосредственно к достижению Нирваны, а состоит он в правильном взгляде, правильной мысли, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильной собранности разума, правильной концентрации."
Прекрасен, о почтенный, ваш Путь, прекрасен способ достижения этой Нирваны. Но, несомненно, он требует прилежания."
Самьютта-никайя IV, 251-252
Что касается этого, Ананда, он понимает это так: Вот реальное, вот превосходное, это успокоение всех импульсов, отбрасывание любого "основания", пресечение вожделения, бесстрастие, остановка, Нирвана.
Ангуттара-никайя V, 322
Монахи, существует уровень, на котором нет ни расширения, ни <...> движения108, ни уровня бесконечного эфира, <...> ни уровня ни-восприятия-ни-не-восприятия109, ни этого мира, ни того, ни луны, ни солнца. Я говорю, монахи, что здесь не существует прихода, или ухода, или пребывания, или исчезновения, или возникновения, ибо этот уровень сам по себе110 лишен опоры111, лишен длительности112, лишен ментальных объектов, – он сам по себе есть конец страданий.
Существует, монахи, нерожденное, не имеющее становления, несозданное, не состоящее из частей113, а если бы не было, монахи, этого нерожденного, не имеющего становления, несозданного, не состоящего из частей, то не существовало бы спасения для того, что рождено, что имеет становление, что создано и состоит из частей. Но поскольку существует, монахи, нерожденное, не имеющее становления,несозданное, не состоящее из частей, то для того, что рождено, что имеет становление, что создано и состоит из частей, существует спасение.
Удана, 80-81
"Ананда, когда Сарипутта достиг окончательной Нирваны, взял ли он с собой тело нравственности, или концентрации, или мудрости, или свободы, или знания и проникновения в свободу?"
"Нет, Бхагаван..."
"Не указывал ли я раньше, Ананда, что во всем, что дорого и любимо, присутствует природа различения, разделения и изменения? Хотя кто-либо может сказать в отношении того, что было рождено, имело становление, состоит из частей и подлежит распаду: "О, пусть это не исчезает," – но такая ситуация не существует. Ананда, как одна из самых больших ветвей большого, крепкого и сильного дерева может погибнуть, так и из великой, крепкой и сильной Общины монахов Сарипутта достиг окончательной Нирваны. Поэтому, Ананда, живи, имея себя в качестве острова, себя в качестве убежища, и не имея другого убежища; имея Дхамму в качестве острова, Дхамму в качестве убежища, и не имея другого убежища. Как же достигнуть этого?
Для этого, Ананда, монах живет, созерцая тело в теле, ревностный, ясно осознавая его и будучи внимателен к нему; подобно этому он созерцает чувства в чувствах, ум в уме, состояния ума в состояниях ума, чтобы контролировать жажду и уныние в мире.114"
Самьютта-никайя V, 162-163
Монахи, существует две составных части Нирваны: Нирвана, в которой остались группы существования115 и Нирвана, в которой не осталось групп существования116. Какова первая из них? Относительно этого, монахи, представьте себе монаха, являющегося Арахантом, чьи источники иссякли, который прожил жизнь, сделал то, что должно было быть сделано, сложил с себя бремя, достиг своей цели, полностью разорвал путы становления, освободился совершенным знанием. В нем еще остаются пять органов чувств; и так как они еще не исчезли, он испытывает через них то, что радует и огорчает его, и подвергается радости и страданию. Насколько бы ни были в нем уничтожены страсть, отвращение и смущение, это, монахи, называют Нирваной, в которой остались группы существования.
Что же такое, монахи, Нирвана, в которой не осталось групп существования? Относительно этого, монахи, представьте себе монаха, являющегося Арахантом, чьи источники иссякли, который прожил жизнь, сделал то, что должно было быть сделано, сложил с себя бремя, достиг своей цели, полностью разорвал путы становления, освободился совершенным знанием. В этом случае, монахи, все, что ощущается им, но не приносит удовольствия, само по себе станет холодным. Это, монахи, называется Нирваной, в которой не осталось групп существования.
Бхагаван дал это значение, относительно которого говорится:
Эти две составные части Нирваны показаны Провидимым, независимым,
"таковым"117.
Одна из частей принадлежит здесь-и-сейчас, – та, в которой остались
группы, – хотя подводящий канал становления разрушен.
Но та, в которой не осталось групп, принадлежит будущему, – здесь
все становления пресечены.
Те, кто, зная это несоставное состояние, освободил ум, уничтожив подводящий
канал становления,
Те, наслаждаясь уничтожением118,
достигли сути состояний ума119.
Те, кто является "таковым", избавились от всех становлений.
Итивуттака, с. 38-39
"Почтенный Нагасена, в мире известны вещи, возникшие из кармы, вещи, возникшие из причины, вещи, возникшие из природы120. Скажи мне, что в мире не рождено ни кармой, ни причиной, ни природой."
"Вот две вещи,господин, которые не рождены ни кармой, ни причиной, ни природой. Какие? Эфир, господин, и Нирвана."
"Не искажай, почтенный Нагасена, слова Победителя, невежественно отвечая на вопрос."
"Что я сказал такого, господин, что вы говорите так со мной?"
"Почтенный Нагасена, то, что ты сказал об эфире, – что он не рожден ни кармой, ни причиной, ни природой, – правильно. Но, имея многие сотни причин, Бхагаван указывал ученикам Путь достижения Нирваны, – а теперь ты говоришь: "Нирвана не рождена причиной."
"Это верно, господин, что Бхагаван имел многие сотни причин указывать ученикам Путь достижения Нирваны; но он не указал причину возникновения Нирваны."
"Здесь мы, почтенный Нагасена, вступаем из темноты в еще большую темноту, из джунглей в более густые джунгли, из чащи в более дремучую чащу, считая, что на самом деле существуют причины достижения Нирваны, но не существует причины возникновения этой вещи121. Если, почтенный Нагасена, есть причина достижения Нирваны, тогда должна быть и причина возникновения Нирваны. Ибо, почтенный Нагасена, поскольку существует отец ребенка, должен был быть и отец отца; поскольку существует учитель ученика, должен был быть и учитель учителя; поскольку существует семя, дающее побег, должно было быть и семя семени. Также, почтенный Нагасена, если есть причина достижения Нирваны, должна быть и причина возникновения Нирваны. Ибо как есть вершина дерева или ползучего растения, так должна быть и середина его и корень. Также, почтенный Нагасена, если есть причина достижения Нирваны, должна быть и причина ее возникновения."
"Нирвана, господин, не возникает; следовательно, не может быть указана и причина ее возникновения."
"Прошу тебя, почтенный Нагасена, приведи мне соображения, убеди меня посредством разума, чтобы я смог понять: Существует причина достижения Нирваны; не существует причины возникновения Нирваны."
"Хорошо, господин, следи за мной, слушай внимательно, и я объясню тебе причину этого. Может ли человек, господин, обладая своей естественной силой, дойти отсюда до вершины высокой горы в Гималаях?"
"Да, почтенный Нагасена."
"Но сможет ли этот человек, господин, обладая своей естественной силой, принести сюда высокую гору из Гималаев?"
"Конечно, нет, почтенный."
"Вот так же, господин, можно указать Путь к достижению Нирваны, но невозможно показать причину возникновения Нирваны. Может ли человек, обладающий своей естественной силой, переплыв на лодке великое море, достичь дальнего берега?"
"Да, почтенный."
"Но сможет ли он, господин, обладая своей естественной силой, привезти сюда дальний берег великого моря?"
"Конечно, нет, почтенный."
"Так же, господин, можно указать Путь к достижению Нирваны, но невозможно показать причину возникновения Нирваны. По какой причине? Из-за не-составной природы этой вещи."
"Почтенный Нагасена, является ли Нирвана не-составной?"
"Да, господин, Нирвана не состоит из частей, она не создана ничем. Господин, нельзя сказать о Нирване, что она возникает, или не возникает, или что она должна возникнуть, или что она в прошлом, в будущем или в настоящем, или что ее можно познать глазом, ухом, носом, языком или телом."
"Но, почтенный Нагасена, если Нирвана не возникает и не не-возникает и так далее, как ты говоришь, тогда, почтенный Нагасена, ты указываешь на Нирвану как на вещь, которая не существует: Нирваны нет."
"Господин, Нирвана есть; Нирвану можно познать умом; ученик Ариев, живущий праведно, с умом очищенным, возвышенным, прямым, свободным от препятствий и преходящих желаний, видит Нирвану."
"Но на что похожа эта Нирвана, почтенный, покажи мне на примере. Убеди меня соображениями, в соответствии с которыми то, что существует, может быть подтверждено примером."
"Существует ли, господин, то, что называют ветром?"
"Да, почтенный."
"Прошу, господин, покажи мне цвет ветра, или его форму, или скажи, толст он или тонок, длинен или короток."
"Но это невозможно, почтенный Нагасена; нельзя показать ветер; ибо ветер нельзя схватить рукой или потрогать; но все же ветер есть."
"Если, господин, невозможно показать ветер, тогда ветра нет."
"Я, почтенный Нагасена, знаю, что ветер существует, я убежден в этом, но я не могу показать его."
"Так же, господин, существует Нирвана; но невозможно показать ее цвет или форму."
"Хорошо, почтенный Нагасена, ты привел хороший пример, убедительные соображения, это так, и я признаю то, что ты сказал: Нирвана существует."
Милиндапаньха, 268-271
Бесстрастие называется Путем. Сказано: "Бестрастием освобождается человек." По значению все эти (слова: пресечение, отречение, капитуляция, освобождение, отсутствие цепляния122) являются синонимами Нирваны. ибо, согласно основному значению, Нирвана – истина Ариев о пресечении страдания. Но так как когда это (Нирвана) достигнуто, цепляние отделяется само, помимо того, что оно пресекается, это потому называется Бесстрастием, и оно называется пресечением. А из-за того, что, когда это состояние достигнуто, существует отречение и так далее, и не остается ни одного чувственного удовольствия, к которому можно было бы прицепиться, потому оно называется Отречением, Капитуляцией, Освобождением, Отсутствием Цепляния.
Его отличительная черта – покой; его аромат неизменен, или его аромат – средство успокоения; его проявление – лишенность признаков, или его проявление беспрепятственно. Можно ли сказать: "Воистину Нирваны не существует. Это подобно рогу у зайца; это невозможно постичь"?123 Нет, (так сказать нельзя), ибо это можно постичь (определенными) средствами. Этого можно достичь поредством (определенных) знаний,так же, как надмирная мысль о других (может быть достигнута) таким познанием, которое окружает ум. Поэтому нельзя сказать: "Из-за того, что этого нельзя достичь (более обычными средствами), этого не существует," – как нельзя сказать, что не существует то, чего не может достичь средний невежественный человек. Тем более нельзя сказать: "Нирваны не существует." Почему? Потому что практика Дхаммы не бесплодна. Ибо если бы Нирваны не было, бесплодны были бы (духовные) достижения в трех категориях Нравственности и так далее, начиная с Правильных Воззрений124. Но, благодаря достижению Нирваны, такой бесплодности не существует.
Но, согласно тому, что было сказано, начиная с фразы "Каково бы ни было, почтенный, уничтожение страсти"125 – (можно спросить): является ли Нирвана уничтожением? Нет, ибо и в арахантстве существует исчезновение, показанное в таких же выражениях, как и те, что только что были приведены.
Далее, если бы Нирвана была малой продолжительности, и так далее, она не была бы безупречной. хсли бы дело обстояло так, можно было бы заключить, что Нирвана, непродолжительная, с "составленностью из частей" как отличительной чертой, может быть достигнута без какой-либо необходимости Правильного Усилия.126 Но (можно спросить), если после уничтожения нет дальнейшей деятельности, не является ли это пятном на существовании Нирваны? Нет, ибо уничтожения, подобного этому не существует. Даже если бы оно и существовало, оно не могло бы превзойти пятна, о которых мы говорили. Пути Ариев принадлежит обнаружение существования Нирваны. Ибо Путь Ариев уничтожает пятна, и потому называется Уничтожением. Дальше этого не может быть действий в отношении пятен. Это и называется Уничтожением из-за того, что в широком смысле это достаточное условие для уничтожения, которое называется пресечением без перерождения. Почему это не называется так определенно? Из-за его чрезвычайной тонкости. Его чрезвычайная тонкость приносит успех в принесении беззаботности Бхагавану и в том, чтобы быть увиденной зрением Ариев.
Эта (Нирвана), достигаемая для тех, кто одержим Путем, не разделяемая с другими, не имеет источника, так как не имеет первичного начала. Но если она существует благодаря наличию Пути, то нет ли у нее источника? Нет, так как она не может быть создана посредством Пути. Она лишь достижима посредством Пути – она не может быть им создана. Следовательно, она действительно не имеет источника. Так как она не имеет источника, она не стареет и не умирает. Так как нет источника, старения и умирания, она неизменна. <...> из-за того, что она превосходит материальную форму, она лишена материальной формы (бесформенна или нематериальна). Поскольку Будды и им подобные не различают целей, "есть лишь одна цель"127. Достигнутая (кем-либо) благодаря развитию ума, она называется (Нирваной) с оставшимися группами существования. Ибо в этом случае, хотя скверны ослаблены, некоторые группы существования (все еще) остаются и схватывание все еще очевидно. Но тот, кто, избавившись от его возникновения, уничтожил последнюю мысль о плодах кармы, благодаря невозникновению "действующих" групп (схватывания) и исчезновению тех,что уже возникли – для него тогда отсутствуют группы возникновения. И для него, лишенного теперь остатков групп существования, может быть установлено: Здесь не осталось групп существования.
Поскольку она достижима посредством особого познания, совершенствуемого с неистощимым усилием, поскольку о ней говорил Всезнающий, поскольку она имеет существование в предельном значении; Нирвана не является несуществующей. Поэтому было сказано: "Существует, монахи, нерожденное, не имеющее становления, несозданное, несоставное."128
Висуддхимагга, 507-509