Фрагмент B3

Комментарии переводчика

По датировкам, встречающимся во фрагменте, писался он действительно сразу после фрагмента B2, с декабря 1759 до по меньшей мере июня 1760 гг. Однако, если вертикальный порядок стихов в нем верен, то неверно предположение, что Смарт писал по одному стиху в день – которое вполне соблюдается в других фрагментах – датировки не совпадают.

Сомнение в строгости вертикального порядка стихов в этом фрагменте укрепляют и повторные стихи – буквально повторяющие друг друга, только в одном из них ключевые слова написаны с заглавной буквы, в другом же со строчной. Часто в этом фрагменте возникает ощущение, что стихи продолжают темы, чередуясь в шахматном порядке – через один; впрочем, нельзя не допускать, что таков и был изначальный замысел автора. Чуть позже я представлю подробную карту вертикальных чередований стихов в этом фрагменте. Не выглядит невероятным предположение, что часть этого фрагмента является черновиком.


1

Ибо в совершенствах Человека следует видеть его перспективу.

2

Ибо есть двенадцать кардинальных добродетелей: три на Востоке – Величие, Храбрость, Праведность.

3

Ибо есть три на Западе – Доброта, Чистота и Искусность.

4

Ибо есть три на Севере – Созерцание, Счастье, Сила.

5

Ибо есть три на Юге – Постоянство, Приятство и Мудрость.For5

For5 Отрывок, по-моему, перекликается со стихами B4:For23-35, что дает некоторые основания предположить, что предшествующая им часть фрагмента B4 относится на самом деле к данному фрагменту.

6

Ибо Аргумент a priori есть Бог в сознании каждого человека.

7

Ибо Аргумент a posteriori есть Бог перед глазами каждого человека.

8

Ибо Двадцать Четыре Старца Откровения суть Двадцать Четыре Вечности.

9

Ибо Двадцать Четыре Венца их суть тех Вечностей Увенчания.

10

Ибо буквы суть голоса детей Мира Сего, печать же принадлежит одному Богу Всемогущему.

11

Ибо нет музыки в бемолях и диезах, которых нету в Божьей натуральной гамме.

Натуральной гаммой называется гамма до-мажор. В ней нет альтерированных (поднятых или опущенных на полтона) нот.

12

Ибо там, где Обвинение занимает место поощрения, гению случается совершать проступки глупца.

13

Ибо Дьявол может поджечь дом, когда жильцы найдут горючее.

14

Ибо старый счет времени есть верный счет – Дек-ря 28го 1759-60 —

старый счет времени В 1752 г. Англия перешла с юлианского календаря на григорианский.

15

Ибо Вера с горчичное зерно заключается в том, чтобы верить, как я верю, что Вечность – оное зерно в сравнении с мощью и величием Бога Всемогущего.

16

Ибо сон есть добрая вещь от Бога.

17

Ибо есть сон от Лукавого, который есть страх.

18

Ибо у феномена сновидений есть не одно объяснение, но множество.

19

Ибо Вечность схожа с горчичным зерном, как растущее тело и крепнущий дух.

20

Ибо зловредность огня происходит от того, что Дьявол прячет свет, пока тот не станет видимой тьмой.

видимой тьмой Ср. Дж. Мильтон, "Потерянный Рай", 1.62f.

21

Ибо Круг можно квадратировать при помощи расширения и сжатия.

Квадратирование круга Популярная в древности задача о построении при помощи циркуля и линейки квадрата с площадью, равной площади данного круга. По причине трансцендентальности числа π, доказанной впервые в 1766 г., задача эта не имеет решения. Парижская академия наук перестала рассматривать проекты решения этой задачи в 1775 г.

22

Ибо Жизнь Бога в теле человека, а жизнь духа Его в Душе.

23

Ибо в Раю не было дождей из-за тонкого строения духовных растений и цветов.

24

Ибо Планета Меркурий есть слово проницательность.

25

Ибо Шотландец ищет истину на дне колодца, Англичанин же на Последнем Небе.

26

Ибо Планета Венера есть слово осмотрительность или предусмотрительность.

27

Ибо Бог все же существо расточительное, щедрое Cебе в убыток.

28

Ибо нет выгоды в сотворении человека, и убыли миллионов не стоят Божьей слезы.

29

Ибо сегодня двенадцатый день тысячелетия тысячелетия, предсказанного пророками – воздайте славу Богу одна тысяча семь сот и шестьдесятFor29

For29 В книге "Заводная вселенная" [Dolnick], стр. 31-32) Эдвард Дольник пишет: "Многие ученые и мыслители в тревоге указывали на одно число - 1260 лет - появляющееся в Библии в нескольких местах. Где-то в прошлом, говорили они, начали тикать часы; спустя тысячу двести и шестьдесят лет с этого момента настанет конец света. Вопрос, занимавший лучшие умы членов Королевского Общества, заключался в том, с какого времени вести отсчет? За опорную точку часто брали 400 г. н.э., дату "Великого Отступничества", когда произошло искажение истинного христианства. Не нужно обладать математическим гением Исаака Ньютона, чтобы заметить, что 1260 лет с 400 г. н.э. исполняется в 1660 г." Число 1260, в частности, значится в Откр. 11:3, Откр. 12:6, Дан. 7:25.

Осталось выяснить, какое событие мог принять за точку отсчета 1260 лет Кристофер Смарт в 500 г. н.э.

30

Ибо Планета Марс есть слово стойкость.

31

Ибо молиться обнаженным под Дождем есть самое доблестное средство для очищения и восстановления тела.

32

Ибо Планета Юпитер есть слово справедливость.For32

For32 Здесь снова (см. прим. к B2a:For25) следует заметить, что древнееврейское название планеты Юпитер – צֶדֶק, "справедливость"; впрочем, названия других упоминаемых здесь планет – כוכב־חמה (Меркурий), נֹגָה (Венера), מאדים (Марс) и שבתאי (Сатурн) – кажется, не поддерживают такой параллели. (С известной натяжкой можно предположить, что человек, недостаточно хорошо знакомый с древнееврейским, мог бы ошибочно вывести название מאדים, "маадим" из корня ע-מ-ד, связанного с понятием стойкости.)

33

Ибо Туллий говорит, что чтобы быть щедрым, следует прежде стать справедливым; голос же Христов равномощен во всем происходящем.

Туллий По всей видимости, Марк Туллий Цицерон.

34

Ибо Киттим есть отец Пигмеев, Господи, помоги Пиггу и семье его.

35

Ибо Душа делима, и часть Духа можно отделить от одного и приложить к другому.

36

Ибо свежий хлеб всего здоровее, особенно если заквашен с медом.

37

Ибо новая песня также всего лучше, если она во славу Божью; и принимается с пищей, как псалмы.

38

Ибо Планета Сатурн есть слово умеренность или терпение.

39

Ибо Лестница Иакова есть шкала Земли, проградуированная в одну сторону до Рая, а в другую до престола Божия.

40

Ибо доброе пожелание хорошо, искренняя молитва же есть вечное благо.

41

Ибо Spica Virginis есть звезда, явившаяся волхвам на Востоке и направлявшая их, прежде чем утвердилась в небе.

Spica Virginis Спика – α созвездия Девы, звезда 1 звездной величины. Считают, что именно по ней Гиппарх вычислил прецессию солнцестояний, о которой Смарт писал в B2a:For52.

42

Ибо идея есть умозрение объекта.

43

Ибо Локк считает, что человеку возможно бывать атеистом, т. е., безбожником, из-за безумной своей доктрины относительно первичных идей.For43

For43 Ср. также прим. к B2a:For51.

Ученый комментарий к этому и предыдущему стихам см. [Greene], стр. 342-343.

44

Ибо в Англии так же противозаконно торговать ядами, как и в Венеции; Господи, удержи и ищущего, и приобретающего.

45

Ибо ударения есть изобретение Моавитян, которые, выучив Греческий язык, помечали слова согласно своему собственному дурному произношению.

46

Ибо Галлы (ныне Французы, исконно Моавитяне), покоренные Цезарем, стали такими Гречанами в Риме.

47

Ибо Галльские манускрипты попали в руки изобретателей печати.

48

Ибо все изобретения человеческие, которые суть хороши, сообщены Всемогущим Богом.

49

Ибо у всех звезд есть спутники, которые суть определения к соответствующим словам.

50

Ибо тигр есть слово, а спутники его суть Грифон, Storgis, Кот и другие.

Storgis Мне не удалось выяснить, что это за животное.

51

Ибо мой дар в том, чтобы пуансоном делать Отпечатки на словах, чтобы читатель, взглянув на них, вынул бы образ из формы, мною созданной.

52

Ибо Иов был сыном Иссахара, и терпение есть дитя силы.

53

Ибо Наименования дней, принятые сейчас, глупы и отвратительны.

54

Ибо Дни суть Первый, Второй, Третий, Четвертый, Пятый, Шестой и Седьмой.

55

Ибо названия месяцев ложны – Еврейские же названия суть от Бога.

56

Ибо Время искуса Господня было в пору ранней юности и неминуемой опасности.

57

Ибо самопроизвольное зарождение есть зарождение и незарождение.

самопроизвольное зарождение Согласно одной из популярных в те времена теорий, жизнь способна неоднократно возникать из неживой материи. Сторонник этой теории Яков ван Гельмонт экспериментально доказал ее, поместив в темный шкаф грязную рубашку и несколько горстей пшеницы и через две недели пронаблюдав самозарождение в шкафу мышей. Сам он считал, что главным активатором реакции послужил человеческий пот на рубашке.

58

Ибо гниющая материя непременно передает свою жизнь различным существам и сочетаниям существ.

59

Ибо лягушка может обитать в сердцевине камня, потому что – есть камни, чье бытие составлено из этих созданий.For59

For59 Ср. B4:For3.

60

Ибо Лягушка благодаря устройству своего глаза изо всех животных наделена наилучшей возможностью вознаградить себя за удаленность от своего Творца в Славе.For60

For60 Ср. B4:For2.

61

Ибо тук есть плод благонамеренности, и потому принадлежал Господу в жертвоприношении Моисеевом.

62

Ибо самые подробные законы Моисеевы есть определения дел, Ему подсудных.

63

Ибо Дьявол может делать тени гуще светом свечи по причине своей власти над зловредным огнем.

64

Ибо Римляне при Августе сократили свои слова от лености и изнеженности и платили иностранным лицедеям, чтобы те произносили их.

65

Ибо когда вес и сила равны, то опора не оказывает действия.

66

Ибо бритье бороды изобрели Содомиты, чтобы сделать мужчин похожими на женщин.For66

For66 Стих совпадает с For225.

67

Ибо концы света суть завершения великих событий, и увенчания эпох.

68

Ибо невежество есть грех, потому что просвещения должно достигать молитвой.For68

For68 Стих совпадает с For217.

69

Ибо Возвышение происходит не с Востока, с Запада или с Юга, но с Севера, где сатана наиболее силен.

70

Ибо прислужники Дьявола поставили дровосека над головою свободного Божьего Человека.

71

Ибо это есть извращение доброго Божьего уложения, учений и наставлений, и назначение на место, на которое Господь не назначал.

72

Ибо Эфиопский вопрос уже разрешен в том, что Черные суть дети Каина.

73

Ибо феномен горизонтной луны есть истина – Луна кажется больше близ горизонта, потому что она и есть больше.

Горизонтная луна Известное явление природы, состоящее в том, что луна у горизонта кажется больше в угловых размерах, чем в зените. За подробным комментарием к этому стиху я отсылаю читателя к [Greene], pp. 340-342.

74

Ибо давно было сказано, "Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою?" Господь ответил на этот вопрос своей заслугой, и смерть Он.For74

For74 Вероятно, лакуна в тексте.

75

Ибо луну увеличивает при горизонте Всемогущий Бог, и так же Солнце.

76

Ибо она выполнила свою дневную работу, и благословение Божье почиет на ней, и она сообщается с землей.

77

Ибо, восходя, она укреплена Солнцем, которое нежило ее ночью.

78

Ибо человек рождается к треволнениям тела, как искры летят вверх в духе.

79

Ибо человек в тисках зажат, когда душа его формируется и очищается.

80

Ибо Aнгличане суть семя Авраамово и восходят к нему через Иоава, Давида и Hеффалима. Господи, помоги нам сего дня. Вселенский Пост Марта 14го 1760.

81

Ибо Римляне и Англичане суть один народ, дети храбреца, павшего при алтаре, молясь за свое потомство, чья смерть была по образу смерти Спасителя нашего.For81

For81 К стыду своему я до сих пор не знаю, кто имеется в виду в этом стихе.

82

Ибо Валлийцы дети Мемфивосфея и Сивы с кровью Давида в Джонсах.

83

Ибо Шотландцы дети Доика с кровью Хусии Вениамитянина, откуда их врожденная неприязнь к Англичанам.

84

Ибо Ирландцы дети Семея и Хусии с кровью людей низкородных — Господи, возвысь их!

85

Ибо Французы суть Моавитяне, самые дети Лотовы.

86

Ибо Голландцы дети Гоговы.

87

Ибо Поляки дети Магоговы.

88

Ибо Итальянцы дети Самуиловы и суть то же, что Греки.

89

Ибо Испанцы дети Авессы брата Иоава, откуда благоволение между двумя этими народами.

90

Ибо Португальцы дети Амоновы — Господи, помоги Лиссабону и пошли им добрых ангелов!For90

For90 Вероятно, воспоминание о великом Лиссабонском землетрясении 1 ноября 1755 г.

91

Ибо Готтентоты суть Гоговы с Черной примесью.

92

Ибо Русские дети Исмаиловы.

93

Ибо Турки дети Исавовы, еже есть Эдом.

94

Ибо Валахи дети Уцевы. Боже, яви милосердие свое Элизабет Хьюз,For94 что была.For94a

For94 Созвучие имен Huz и Hughes, не сохраняющееся при пользовании синодальным переводом.

For94a Вероятно, лакуна в тексте.

95

Ибо Германцы дети Филистимлянские, самого семени Анакова.

96

Ибо Пруссаки дети Голиафовы — нынешний же, которого Бог да благословит в сей час, есть Кэмпбелл от семени Финееса.

...Нынешний... Фридрих II Великий, восседавший на троне Пруссии с 1740 по 1786 гг.

97

Ибо Ганноверцы суть Хеттяне от семени Урии. Боже, храни короля.

98

Ибо Гессенцы суть Филистимляне с кровью Иуды.

99

Ибо Саксонцы суть Вениамитяне, люди высоких достоинств, и Маршал Сакс был прямой потомок Вениамина.

Маршал Сакс Мориц граф Саксонский (1696-1750), генерал-маршал Франции. В возрасте 12 лет участвовал в осадах Турнея и Монса с армией Евгения Савойского. Воевал в войсках Петра Первого против шведов. В Войне за польское наследство (1733-1735) за блистательно проведенную осаду Филиппсбурга был удостоен звания генерал-лейтенанта. В Войне за австрийское наследство (1741-1743) совершил немало подвигов и был произведен в маршалы Франции.

100

Ибо Датчане дети Зевулоновы.

101

Ибо Венецианцы дети Марковы и Римлян.

102

Ибо Швейцарцы суть Филистимляне некоего рода. Боже, помилуй Джонатана Тайерса, его семью и всех, что ходят в Вокс-Холл.For102

For102 Популярное с 1661 по 1859 гг. у лондонцев место всевозможных увеселений. Наиболее значительным из его хозяев считается Джонатан Тайерс, из семьи кожевенников в Бермондси, прижимистый делец с исключительным чутьем на общественные вкусы, превративший в 1729-1767 гг. это заведение в элитный клуб с лучшей музыкой и художествами. При нем сады посещали принц Уэльский, принцы крови, аристократы и крупные землевладельцы; но право войти имел всякий, у кого в кармане найдется шиллинг – плата за вход, не менявшаяся на протяжение 60 лет. После кончины Джонатана в 1767 г. дело вели его дети, внуки и правнуки. ([Vauxhall]) Русское слово "вокзал" происходит от названия этого заведения, так как первый в России железнодорожный вокзал в Павловске с его музыкальными вечерами был скопирован с лондонского Вокс-Холла.

103

Ибо Сардинцы суть от семени Давидова — Господи, распространи Реформацию среди доброго семени прежде всего. —

104

Ибо народ Могула дети Футовы.

105

Ибо Древние Греки и Итальянцы суть один народ, благословенный даром Музыки ради песни Анны и заботы Самуила о божественной мелодии.

106

Ибо Германцы и Голландцы дети Готов и Вандалов, которые совершали доброе, уничтожая книги, написанные языческими Вольнодумцами против Бога.

107

Ибо есть Американцы от детей Фоевых. —

108

Ибо Лапландцы дети Гомеровы.

109

Ибо Феномен Водолазного Колокола трактуется в школах правильно.

110

Ибо свежий хлеб всего полезнее — Господи, помоги Бейкеру.

111

Ибо Англичане дети Иоава, Военачальника Израильского, величайшего в мире умением давать и достигать.

112

Ибо чай растение благословенное достоинств исключительных. Боже, добавь Врачам искусности и честности!

113

Ибо мускатный орех в высшей степени полезен и благоприятен, не вредит он и печени.

114

Ибо Молния перед смертью есть Божье просветление в духе, дабы предупредить и приготовить.

115

Ибо Хлопковая Лаванда в высшей степени полезна для зубов. Господи, помоги Виндсмору.

Хлопковая Лаванда Lavender Cotton – Santolina chamæcyparissus, сантолина кипарисовниковидная, она же Lavandula tæmina, лаванда хлопковая – вечнозелёный низкорослый кустарник или полукустарник семейства сложноцветных, растущий преимущественно в Западном Средиземноморье ([БСЭ]). Традиционно использовалась как противоядие и противоглистное средство; также помогает при нарушениях работы печени, желтухе и нарушениях менструального цикла. Обладает противоспазматическим, антитоксическим, противоглистным и инсектицидным действием. Известна и как средство от моли.

116

Ибо Папоротник в высшей степени хорош и приятен для натирания зубов.

117

Ибо крепкий раствор Мандрагоры хорош от подагры.

118

Ибо Хина была сообщена от Бога, и она превосходна.

119

Ибо лечить лихорадку испугом есть чрезмерность и излишество.

120

Ибо Неумеренность наипагубна изо всех вещей, потому что она возвела Господа на крест, как его предатели и убийцы от неумеренности своей сделались таковыми.

121

Ибо Лихорадка есть испуг тела, когда благословение Божье временно удерживается от него.

122

Ибо добронравие есть лучшее лекарство в первую очередь, а хина во вторую.

123

Ибо, когда страна воюет, лучше особо воздержаться от казни преступников, как всякий акт мести человеческой есть испытание милости Божьей.

124

Ибо буква ל, обозначающая Бога Самого Собой, есть на прожилке одного из листьев на каждом дереве.

125

Ибо ל есть в ткани человеческого сердца и в сеточках на коже.

126

Ибо ל есть в жилах всех камней, и драгоценных, и простых.

127

Ибо ל есть на каждом волоске и человека, и животного.

128

Ибо ל есть в сердцевине дерева.

129

Ибо ל есть в руде всех металлов.

130

Ибо ל есть на чешуе всех рыб.

131

Ибо ל есть на лепестках всех цветов.

132

Ибо ל есть на всех раковинах.

133

Ибо ל есть в частицах, составляющих воздух.

134

Ибо ל есть в ничтожных существах в земле.

135

Ибо ל есть в воде, истинно, в каждой капле.

136

Ибо ל есть в непостижимых составных частях огня.

137

Ибо ל есть в звездах, в солнце и в Луне.

138

Ибо ל есть на Сапфирном Своде.

139

Ибо скрещивание цветов есть совершенствование таланта садовника.

140

Ибо цветы суть великие благословения.

141

Ибо Господь со своими учениками на лугу сложил Букет и проповедовал о лилии.

142

Ибо ангелы Божьи приняли букет из руки Его и унесли в Выси.

143

Ибо не может радеть об общественном благе человек, лишенный личного добронравия.For143

For143 Стих совпадает с For211.

144

Ибо нет такой Выси, в которой нет цветов.

145

Ибо цветы весьма благотворны для всех чувств.

146

Ибо цветок славит Бога, а корень отвращает Лукавого.

147

Ибо у цветов есть ангелы, самые слова Божьего Творения.

148

Ибо уток и основа ткани цветов созданы вечно подвижными духами.

149

Ибо цветы хороши и для живых, и для усопших.

150

Ибо существует язык цветов.

151

Ибо есть здравое суждение во всех цветах.

152

Ибо изящные словеса суть ничто иное как цветы.

153

Ибо цветы суть самая поэзия Христа.

154

Ибо цветы целительны.

155

Ибо цветы музыкальны в гармонии для очей.

156

Ибо истинные имена цветов еще на небесах. Боже, даруй садовникам лучших нуменклаторов.

157

Ибо цветы от Бедняка есть представление Князю.

158

Ибо было бы лучше для службы, если бы читались лишь избранные псалмы.

159

Ибо Плач Иеремии, Песни из других писаний и отрывки из Ездры можно добавить для числа.

160

Ибо A есть начало учения и врата рая.

161

Ибо B есть существо беспокойное и бурно хлопотливое.

162

Ибо C есть чувство стремительное и всепроницающее.

163

Ибо D есть depth, сиречь глубина.

164

Ибо E есть eternity, сиречь вечность – такова сила английских букв, взятых по отдельности.

165

Ибо F есть faith, сиречь вера.

166

Ибо G есть Господь – которого молю я о помощи Ливуэйру, моему товарищу по заточению.

167

Ибо H есть не буква, но дух – Benedicatur Jesus Christus, sic spirem!

168

Ибо I есть identity, сиречь тождественность. Господи, помоги Генри Хатселлу.

For168 Генри Хатселл (1641-1714), барон Эксчекерский, член Палаты Общин; мореплаватель, солдат, принимал участие в суде над капитаном Киддом. Большего мне узнать о нем не удалось.

169

Ибо K есть king, сиречь царь.

170

Ибо L есть любовь. Бог во всех языках.

171

Ибо M есть музыка, и מ есть точное изображение Божьей арфы.

172

Ибо N есть новизна.

173

Ибо O есть открытость.

174

Ибо P есть power, сиречь сила.

175

Ибо Q есть quick, сиречь живость.

176

Ибо R есть right, сиречь право.

177

Ибо S есть soul, сиречь душа.

178

Ибо T есть truth, сиречь истина. Господи, помоги Джермину Пратту и Сестре его Хэрриот.

For178 Преп. Джермин Пратт (XVIII в.), автор комедии "Усадьба". Большего мне узнать о нем не удалось.

179

Ибо U есть unity, сиречь единство, и истинное имя ее есть Uve, дабы удвоить труды ее.

180

Ибо W есть word, сиречь слово.

181

Ибо x есть надежда – состоящая из двух соединенных G — Господи, помоги Анне Хоуп.

182

Ибо Y есть yea, сиречь воистину. Боже, помоги Иннету и семье его!

183

Ибо Z есть зело, сиречь усердно.

184

Ибо при обучении детей необходимо следить за словами, которые те произносят с трудом, ибо оные станут против них в последствиях.

185

Ибо A есть awe, сиречь трепет, если произносить ее имя полностью. Пребывай в трепете и не греши.

186

Ибо B, произнесенное с анимацией, есть бей, в значении власти.

187

Ибо C, произнесенное c твердостью, есть ke, сиречь ключ, в значении замыкания.

188

Ибо D, произнесенное в полноте, есть day, сиречь день.

189

Ибо E означает восток, в особенности e, образующее глазок.

190

Ибо F в переносном своем смысле есть fair, сиречь красота.

191

Ибо G в переносном смысле есть good, сиречь добро.

192

Ибо H есть heave, сиречь вздымай.

193

Ибо I есть eye, сиречь орган зрения.

194

Ибо K есть keep, сиречь оплот.

195

Ибо L есть light, сиречь свет, и ל есть линия красоты.

196

Ибо M есть meet, сиречь встреча.

197

Ибо N есть нет.

198

Ибо O есть over, сиречь избыток.

199

Ибо P есть покой.

200

Ибо Q есть quarter, сиречь надел.

201

Ибо R есть rain, сиречь дождь, либо reign, сиречь правление, либо rein, сиречь узда.

202

Ибо S есть сохрани.

203

Ибо T есть take, сиречь возьми.

204

Ибо V есть veil, сиречь завеса.

205

Ибо W есть world, сиречь мир.

206

Ибо x не начинает, но соединяет и продолжает.For206

For206 В английском языке действительно почти нет слов, начинающихся с буквы "x".

207

Ибо Y есть young, сиречь юность — Господи, наставь меня на лучший путь в Пятый год моих злоключений Июня 17го дня Н. Ст. 1760. Господи, помоги доктору Янгу.

208

Ибо Z есть zest, сиречь рвение. Боже, дай нам всем насладиться исполнением должного.

209

Ибо Действие и Речь суть одно, согласно Богу и Древним.

210

Ибо Смерть приходит как просветление.For210

For210 Стих продолжает стих For114.

211

Ибо не может радеть об Общественном Благе человек, лишенный личного добронравия.For211

For211 Стих совпадает с For143.

212

Ибо порядок Аламот таков: во-первых, три, во-вторых, шесть, в-третьих, восемнадцать, в-четвертых, пятьдесят четыре, а затем весь хор.

For212 עלמות, библейский музыкальный термин, точное значение которого неизвестно; предполагают, что он означает сопрано или женские голоса (возможное буквальное значение – "девы"). В синодальном переводе – "тонким голосом" (1 Пар. 15:20); в Пс. 45:1 дается без перевода.

213

Ибо порядок Шминит таков: во-первых, десять, во-вторых, двадцать, в-третьих, тридцать, а затем весь хор.

For213 שמינית, буквально "восьмая" – библейский музыкальный термин, которым помечены псалмы 6 и 11; в русском синодальном переводе – "на восьмиструнном". Предполагают, что он означает низкие голоса, в противоположность аламот.

214

Ибо первое вхождение на Небеса происходит дополнением.For214

For214 Стих продолжает стих For210.

215

Ибо Цветы могут видеть, и Гвоздики Поупа знали его.For215

For215 По мнению М.Тюканова, здесь содержится намек на "Дунсиаду" Александра Поупа.

216

Ибо дьявол трудится в низинах и в сырых местах и вызывает лихорадки.

217

Ибо Невежество есть грех, потому что просвещения следует достигать молитвой.For217

For217 Стих совпадает с For68.

218

Ибо множество гениев пало под плуг ложной мысли – божественное провидение распоряжается лучше.

219

Ибо праздность человека есть плод деловитости Лукавого.

220

Ибо деловитость есть дар от Бога, как и прочие хорошие вещи.

221

Ибо она есть доброе ничто в глазах самого человека и в глазах глупцов.

222

Ибо æra в изначальном смысле есть ничто иное, как плевел среди зерен.

223

Ибо несть знания времен и лет; на том, чтобы отдать их Богу, стоит Хронология Христианина.

224

Ибо черные овцы Иакова имели Золотое руно.

225

Ибо Бритье бороды изобрели Содомиты, чтобы сделать мужчин похожими на женщин.For225

For225 Стих совпадает с For66.