Фрагмент со всей очевидностью открывает поэму. Первые два его стиха отличаются по форме от "Да"-стихов, в которой построены остальные стихи фрагмента.
По-видимому, последние десять стихов этого фрагмента (A:Let104-113), в которых перечисляются певчие птицы, следует считать относящимися к фрагменту B1, животный мир в котором представлен в значительной степени птицами, преимущественно певчими и хищными. В пользу этого предложения говорит и смена зачина стихов с "Да славят" на "Да возрадуются".
Основная часть корпуса библейских имен во фрагменте находится в книге I Паралипоменон. Здесь и далее отсылки к Библии, указанные в тексте, помогают понять сказанное в стихе.
1 | Возрадуйтесь в Боге, о Языки; восславьте Господа и Агнца. |
||||
2 | Народы и языки, и всякое Создание, в коем дыханье Жизни. |
||||
3 | Да явятся пред Него человек и скот и совокупно имя Его возвеличат. |
||||
4 | Да придут Ной со спутниками своими ко престолу Славы и почтят Ковчег Спасения своего. |
||||
5 | Да принесет Авраам Овна и почтит Бога Избавления своего. |
||||
6 | Да преклонит колени Исаак-Жених со своими Верблюдами, и благословит надежду своего странствия. |
||||
7 | Да возлюбят Иаков и его пестрые Ягнята доброго Пастыря Израилева. |
||||
8 | Да поднесет Eму Исав Козла отпущения за семя свое и да возрадуется во благословении Господа, Отца своего. |
||||
9 | Да привяжет Нимврод, сильный ловец, Леопарда к алтарю и посвятит свое копье Господу. |
||||
10 | Да принесет Исмаил Тигра в жертву и восхвалит за вольность, которой Господь не обделил его. |
||||
11 | Да явятся Валаам с Ослицею и восхвалит Господа, народ Его и творения Его за воздаяние в вечности. |
||||
12 | Да приведет Ана, сын Цивеонов, Мула в храм и восхвалит Господа, воздающего утешение творениям своим за служение Человеку. |
||||
13 | Да явятся Даниил со Львом и восславит Господа всей мощью своею через веру во Христа Иисуса. |
||||
14 | Да вознесут Нафтали с Ланью славу в честных словах Благодарения. |
Лань Ветхозаветное "נַפְתָּלִי, אַיָּלָה שְׁלֻחָה--הַנֹּתֵן, אִמְרֵי-שָׁפֶר." (בראשית, מט׳-כא׳) в разных переводах Библии на русский язык выглядит по-разному. В пользу вариантов, выбравших "лань", говорит тот факт, что в еврейской традиции Нафтали связан именно с ланью. Согласно толкованию РаМБа"На (Нахманида), быстрота лани представляет собой посланца (שלוחה), и потому колено Неффалимово есть посланец, распространяющий Учение. |
|||
15 | Да освятит Аарон Первосвященник Быка и да отпустит его по воле к Господу и к Дарителю Жизни. |
||||
16 | Да возьмут Левиты Господни Бобров из ручья живыми в Ковчег Скрижалей. |
Бобры По средневековым представлениям, бобры, из яичек которых добывали крайне ценное в парфюмерии касторовое масло, завидя охотника, сами кастрируют себя, чтобы остаться в живых. См [Isid. Etym.] L. IV "De Animalibus". |
|||
17 | Да служат Елеазар с Горностаем Господу достойно и в чистоте. |
||||
18 | Да отслужат службу Итамар с Серной и славят имя Того, Кто одевает нагого. |
||||
19 | Да славят Гирсон с Оленем имя Того, Кто насыщает голодного. |
||||
20 | Да хвалят мудрость и мощь Господню Мерари с Кроликом, Того, Кто рассыпает скалы и возводит сводами пески. |
||||
21 | Да служат Кааф с Соболем и славят Господа в убранстве Храма. |
||||
22 | Да славят Господа Иодай с Зайцем, чьи скачки предназначены для здоровья телесного и для отвращения Врага. |
||||
23 | Да склонятся Ахитув с Обезьяной пред Богом Всемогущим, творцом разнообразия и приятства. |
||||
24 | Да хвалят Авиафар с Лисицею имя Господа, противопоставившего ловкость силе и умение числу. |
||||
25 | Да славят Моисей, Божий Человек, с Ящерицей, в сладостном величии добронравия и в великодушии кротости. |
||||
26 | Да славят Бога Иисус с Единорогом — быстрота Господа, и сила Господа, и копье Господа, мощное в битве. |
||||
27 | Да хвалит Халев с Ирбисом Владыку Страны прекрасной и возрадуется во благословении своего доброго Донесения. |
||||
28 | Да хвалят Бога Гофониил с Носорогом, что надевает доспех свой ради воздаяния красоты в Господе. |
||||
29 | Да славят Фола с Жабой, добрым созданием Божьим, пусть достоинство ее в тайне, и не сказано о ней. |
||||
30 | Да славят Барак с Пардусом — велика мощь верных, и велик Господь колом Иаили и мечом сына Авиноамова. |
||||
31 | Да славят Гедеон с Пантерой — Слово Господне делает неодолимыми лакающих из ручья. |
||||
32 |
Да славит Иофам с Ежом, рассудивший по притче своей и представший перед врагом, дабы тот накололся на иглы его. |
Иофам Понятно, что в виду имеется притча, рассказанная Иофамом жителям Шхема на горе Геризим (Суд. 9:7-15). В то же время, возможно, любопытно будет узнать, что и о еже в классической литературе известна притча – это популярная некогда басня греческого поэта Архилоха, завершающаяся и поныне памятными словами "Лиса знает много; еж – одно, но главное". |
|||
33 | Да славят Вооз, Строитель Иудейский, с Крысой, живущей в трудностях и опасностях, да положатся на себя самих и да содержат домы свои в должном порядке. |
||||
34 | Да славит Аведдар с Соней Имя Господа Бога, Гостя своего, за благословление дома своего и за мир. |
||||
35 | Да славят Авишай с Гиеной — ужас Господа и ярость гнева Его на врагах Царя и Израиля. |
Гиена [Pl. H.N.] VIII:xliv:
|
|||
36 | Да славят Ефан с Блохой, ее доспехом, ее жалом и ее подвижностью, которые мудрость и провидение устроили ей, дабы привлекать внимание и избегать внимания. |
||||
37 | Да славят Eман с Пауком с его основой и утком, его хитроумием и трудолюбием, кои суть хороши. |
||||
38 | Да славят Халкол с Жуком, чья жизнь драгоценна в глазах Господа, хоть вид его и против него. |
||||
39 | Да славят Дарда с Пиявкой Имя Врачевателя тела и духа. |
||||
40 | Да славят Создателя Земли и Моря Махол с Выдрой, которой даровал Господь умения и нырять и рыть норы, дабы сохранить себя. |
||||
41 | Да славят Давид с Медведем — Начало победы Господу — Господа совершенство непревзойденное — Аллилуйя от сердца Господа и от рук художника неподражаемого, и от отзвука небесной арфы в сладости величественной и мощной. |
||||
42 | Да славят Соломон с Муравьем и прославляют Источник Мудрости. |
||||
43 | Да славят Ромамти-Езер с Хорем — Господь вознаграждает тех, кто прилежно ищет Его. |
||||
44 | Да славят непрестанно Самуил, Священник от малых лет, с Дикобразом, созданием обороны, стоящим на страже постоянно. |
||||
45 | Да славят Натан с Барсуком ради Его оставленной славы и уединенности, недоступной тлену. |
||||
46 | Да славят Иосиф, могущий ссудить от множества благословений тому, кому не достает их, с Крокодилом, каковой чист и лицеприятен при ближайшем рассмотрении, хоть вид его и внушает страх и злобу. |
Крокодил [Pl. H.N.] VIII:xxxvii. |
|||
47 | Да славят Христа Иисуса Ездра с Розой и племенем ее, народом живой сладости. |
||||
48 | Да славят Мемфивосфей со Сверчком Господа радушия, гостеприимства и благодарности. |
||||
49 | Да славят Господа Селлум с Лягушкой ради полей Ханаана, руна, молока и меда. |
||||
50 | Да славят Хелкия с Лаской, что крадется за добычей своей искусно и живет вечно в засаде. |
||||
51 | Да славят Иов с Червем — жизнь Господня в Смирении; в Духе также и в истине. |
||||
52 | Да славят Елигу с Черепахой, что питает славословия и благодарения. |
Черепаха По многочисленным свидетельствам древних, из панцирей черепах делались лиры. |
|||
53 | Да славят Езекия с Дромадером — усердие во славу Божью есть отличие превосходное, и нести бремя Его есть почесть. |
||||
54 | Да славят Цадок с Кротом — прежде славы уничижение, и глядящий долу умудрен будет. |
||||
55 | Да славят Гад с Гадюкой в простоте проповедника и мудрости твари. |
||||
56 | Да славят Милость Божию Товия со своим Псом, что верен, бдителен и дружен в несчастии. |
||||
57 | Да славят Анна с Котом, что достоин предстоять перед Престолом Славы, еже играючи идола попрал. |
||||
58 | Да славят Ванея с Аспидом — одолеть козни почетнее, нежели льва убить. |
||||
59 | Да славят Верзеллий с Улиткой — друг в беде, что бальзам галаадский, что пластырь поврежденной коре. |
||||
60 | Да служат Иоав с Конем Господу Богу Воинств. |
||||
61 | Да славят Бога Самей с Гусеницей — орудие мести есть провозвестник милости. |
||||
62 | Да славят Ахимелех с Саранчею Бога от непреложности чисел. |
||||
63 | Да славят Корнелий со Свиньей Бога, очищающего всё сущее для бедняка. |
||||
64 | Да славят Орна с Белкой, которая есть дань уважения от бедного к богатому и возвеличивает добрую волю. |
||||
65 | Да славят Вакбакар с Саламандрой, что питается золой вместо хлеба, и чье ликование в жерле очага. |
||||
66 | Да славят Иабец с Тарантулом, чье ложе во мху, которым тот питается,Let66 дабы паломник был бдителен на пути своем. |
Let66 Мне не удалось найти конкретного комментария к этому стиху. Всякому натуралисту, несомненно, известно, что домашних тарантулов нужно держать во мху; однако сам я этим никогда не занимался, и причины указать не могу. |
|||
67 | Да славят Иаким с Сатиром Бога в пляске. — |
Сатир Сатир у Плиния – разновидность обезьяны. |
|||
68 | Да славят Господа Идо с Молью — писания человеческие бренны, как одеяния, но Книга Божья пребудет вечно. |
||||
69 | Да славят Навуходоносор с Кузнечиком — суета и тщета мирская подобны траве полевой, слава же Господня возвеличивается вечно. |
||||
70 | Да славят Навуфей с Плодовым Червем — зависть свирепа и пожирает то, что дал Господь нам на радость и на добрые плоды. |
||||
71 | Да славят Луд с Лосем, беззаветным охранителем своей свободы и своего места на земле. |
||||
72 | Да славят Авдий с Бабочкой-Медведицей Бога за сохраненную малость. |
||||
73 | Да славят Агур с Василиском — Утешение мирское обманно, и бренен венец того, кто пресмыкается. |
||||
74 | Да славят Ифиил с Бабуином, чьи передвижения в чащобе подчинены укладу, и который защищается от нападающего посохом. |
||||
75 | Да славят Укаль с Хамелеоном, что питается Цветами и умывается росой. |
||||
76 | Да славят Лемуил с Волком, который есть пес без хозяина, но Господь внемлет воплю его и кормит его в пустыне. |
||||
77 | Да славят Ханания с Циветтой, что чиста от щедрости своей. |
||||
78 | Да славят Азария с Северным Оленем, что бегает по водам и бродит по землям заснеженным. |
||||
79 | Да славят Мисаил с Горностаем — восхвалением Господа все сущее делается уместно. |
||||
80 | Да славит Саваран со Слоном, жизнь отдавший за свою страну и тем удостоившийся бессмертия. |
Саваран (иначе Аваран) – прозвище Елеазара, третьего сына Маттафии (1 Мак. 2:5). См. также 1 Мак. 6:43-46. |
|||
81 | Да славят Неемия, подражатель Бога, с Обезьяной, выделанною в подобие Человека. |
||||
82 | Да славят Манассия с Диким Ослом — вольность порождает дерзость, нужда же мать молитвы. |
||||
83 | Да славят Иевус с Камелопардом, который хорош и в несении груза, и в отражении нападающего, и в преклонении колен. |
||||
84 | Да славят Уц с Полипом — живая искусность угодна Господу. |
||||
85 | Да славят Вуз с Шакалом — Господь же кормилец Льва.Let85 |
Let85 Ср. «Лиса кормит себя, льва кормит Бог.» – У. Блейк, "Пословицы Ада", 1790 г. (пер. А. Я. Сергеева). |
|||
86 | Да славят Мешуллам с Драконом, что устраивает себе логово на пустоши и торжествует среди развалин. |
||||
87 | Да славит Енох с Енотом, ходящий пред Богом, словно бы ведомый инстинктом. |
||||
88 | Да славит Хашбаддана с Дикой Кошкой, стоявший при Алтаре Господа посреди распрей языческих. |
||||
89 |
Да славят Авдемелех с Мантикорой — кровь Господня способна смыть прегрешение Каина и восставить падшее творение. |
Мантикора [Pl. H.N.] VIII:xxx:
|
|||
90 | Да славят Младенец с Аспидом Того, Кто наделяет младенцев силою к поражению Лукавого. |
||||
91 | Да славят Олдана с Шелковичным Червем — украшения Гордецов происходят из чрева тех, кто лучше их. |
||||
92 | Да славят Сусанна с Бабочкой — красота имеет крылья, целомудрие же есть Херувим. |
||||
93 | Да славит Самсон с Пчелою, которой Господь дал силу жалить врага, и дал мудрость к силе ее. |
||||
94 | Да славят Амасия с Майским Жуком — крона древа венчает победителя, славу отдавшего Богу. |
||||
95 | Да славят Хашум с Мухой, чье здоровье есть мед воздуха, она же питается со существ бездыханных и погибает. |
||||
96 | Да славят Малхия с Мошкой — и человеку, и зверю хорошо прибавить шагу. |
||||
97 | Да славят Федаия со Шмелем, что любит себя одиноко и в одиночестве делает мед свой. |
||||
98 | Да славят Маасея с Трутнем, который, имея облик Пчелы, сам ни воин, ни певец, ни боец, ни кузнец. |
||||
99 | Да славят Урия со Скорпионом, который есть бич для ропщущих — Господи сохрани от него берега наши. |
||||
100 | Да славят Анаия со Стрекозой, что летает над прудом в лесу и питается ряской. |
||||
101 | Да славят Зоровавель с Осою, которая есть зодчий Господа и возводит свое строение в доспехах. |
||||
102 | Да славит Ииуй с Шершнем, воин Господа ради искоренения мерзости и уготовления пути к миру. |
||||
103 | Да славят Матфафия с Летучей Мышью, что обитает на руинах гордыни и летает меж могил. |
||||
104 | Да возрадуются Илия, который есть невинность от Господа, с Голубем. |
||||
105 | Да возрадуются Асаф с Соловьем — музыкант Господа! и ночной страж Господа! |
||||
106 | Да возрадуются Шема со Светляком, который есть светильник путнику и мед музыканту. |
||||
107 | Да возрадуются Идифун с Жаворонком, что сладостен и многовиден. |
||||
108 | Да возрадуются Хенания с Хлорис в живости ее сил и в красоте ее. |
||||
109 | Да возрадуются Гидеоний со Щеглом, что звонок и громогласен и полон сим. |
Щегол Щегол, который гнездится в хвое и питается ею, в христианском символизме связывается со Страстями Господними и терновым венцом. На иконе Мадонны с Младенцем щегол олицетворяет предзнание Иисусом и Марией грядущего распятия. Щегол символизирует также стойкость и упорство. В иконографии щегол нередко изображается вместе с мухой, олицетворяющей грех и болезни, от которых Иисус спас человечество. В средние века считалось, что щеглы способны отвращать чуму. |
|||
110 | Да возрадуются Гидальфий с Пересмешником, что берет песни от всего Птичника, свои же таит про себя. |
||||
111 | Да возрадуются Иоглия с Коноплянкой, отличной от всех и тихонравной. |
||||
112 | Да славят и да возрадуются Вениамин с Дубоносом, тихим и утешным. |
||||
113 | Да славят Дан с Дроздом, что хвалит Бога всем сердцем своим и велит всем пребывать в веселии. |