206. Дэвы вновь населяют Землю
Вы должны знать, монахи, что после того, как схлынули воды потопа235 и вновь появилась земля, ее поверхность была покрыта тонкой пленкой, пахнущей слаще, чем амброзия. Хотите ли вы узнать, каков был ее вкус? Он был подобен вкусу виноградного вина. И тогда боги Небес Абхашвара сказали друг другу: "Пойдем и посмотрим, как выглядит Джамбудвипа теперь, когда вновь появилась земля." И юные боги этих Небес спустились в мир и увидели эту тонкую пленку, покрывающую землю. Они погрузили в землю пальцы и облизали их. Некоторые погружали пальцы в землю много раз и съели много пленки, и они утратили все свое величие и блистательность. Их тела стали тяжелыми и их материей стала плоть и кости. Они утратили свою магическую силу и не могли больше летать. Но были и другие, съевшие лишь немного, и они не отяжелели и не утратили магической силы, и они могли летать в воздухе. И те, кто утратил свою магическую силу, вскричали в испуге: "Мы попали в плачевное положение. Мы утратили магические силы. Нам ничего не остается как остаться здесь, на земле; ибо, вероятно, мы уже не сможем вернуться на Небеса." Так они остались и питались пленкой, покрывавшей землю, и смотрели на красоту друг друга. Тогда те из них, кто был более страстен, стали женщинами, и эти боги и богини исполняли свои желания и находили удовольствие друг в друге. Вот как случилось, монахи, что, когда начался мир, занятие любовью стало первым, что распространилось по всему миру; это древняя и постоянная вещь. И то, что женщины должны появляться в мире, – это тоже древняя вещь, а не положение, существующее лишь сегодня.
И боги, вернувшиеся на Небеса, посмотрели вниз и увидели падших юных богов, и они спустились вниз и упрекали их, говоря: "Почему вы столь нечисто ведете себя?" Тогда боги на земле подумали: "Мы должны найти способ быть вместе так, чтобы этого не видели другие." И они сделали дома, которые скрывали их. Вот так, монахи, впервые появились дома236.
(Тогда люди), видя, что появились мужья и жены, возненавидели такие пары и, хватая их левой рукой, били их правой и изгоняли их. Но они всегда возвращались через два или три месяца. Тогда люди били их или забрасывали палками, комьями земли, черепицей или камнями. "Идите и скройтесь! Идите и спрячьтесь как должно!" Вот почему сегодня, когда девушка выходит замуж, ее забрасывают цветами или золотом или серебром или кусочками одежд или раджами237 и, бросая их, люди говорят: "Мир и радость да будут с тобой, невеста!" Монахи, раньше под этим подразумевалось зло, но теперь подразумевается добро.
Экоттара <...>
переведено в 384-385 г. н.э. Чи Ши Цином в 590
Дети мои,
Просветленный, увидев, что Человечество тонет в Великом
Море Рождения, Смерти и Печали, и стремясь спасти его,
Был подвигнут этим к жалости.
Увидев, что люди в мире заблудились на неверных путях и некому вести
их,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что они барахтаются в трясине Пяти Вожделений, покинутые без
пути,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что они все еще привязаны к своему благосостоянию, своим женам
и своим детям, не зная, как отбросить все это,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что они творят зло рукой, сердцем и языком, и много раз пожинают
горькие плоды греха, но всегда уступают своим желаниям,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что они утоляют жажду Пяти Вожделений так, как если бы они
утоляли ее соленой водой,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что, хотя они стремятся к радости, они не создают себе кармы
радости; и, хотя они ненавидят страдание, они охотно создают себе карму
страдания; и, хотя они жаждут радости Небес, они не последуют Его заповедям
на земле,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что они боятся рождения, старости и смерти, но все же продолжают
делать то, что ведет к рождению, старости и смерти,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что их снедает пламя страдания и скорби, но они не знают,
где искать тихих вод Самадхи,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что они живут в злые времена, находясь под властью королей-тиранов
и страдая от множества болезней, но все же безрассудно гонясь за удовольствиями,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что они живут во времена войн, раня и убивая друг друга; и
зная, что за буйную ненависть, что цветет в их сердцах, они обречены на
бесконечное возмездие,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Оттого, что многие из тех, кто был рожден во время Его инкарнации,
слышали, как Он проповедует Святой Закон, но все же не смогли постичь его,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Оттого, что иные обладали несметными богатствами, которые не смогли
отвергнуть,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Увидев, что люди в мире возделывают свои поля, засевают их зерном,
торгуют, покупают и продают; и в конце не получают ничего, кроме горечи,
Был Он подвигнут этим к жалости.
Из Упасака-Шила-Сутры.
Такакюсю XXIV, 1036;
переведено в 428 г. н.э.