ГЛАВА IX. НЕВЕСТА
С одной стороны, это верная невеста, ждет своего суженого. С другой – существо коварное и злое. Она всегда готова убить, искалечить, обокрасть жениха, и главная задача героя – укротить ее. Иногда царевна изображена богатыркой, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем.
Два вида царевны определяются ходом действия. Она освобождена героем от змея. Это – тип кроткой невесты. Другая взята насильно. Царевна, ее жених и отец могут образовывать различные "треугольники сил".
Клеймение героя происходит во время боя, здесь важна не обстановка, а важно, что клеймение происходит до бракосочетания. Клеймение всегда связано с последующим узнаванием скрывшегося героя, т.е. превратилось в чисто поэтический прием. В сказке отражаются матриархальные отношения: при браке муж вступает в род своей жены. Брак начинается с того, что молодые убегают, их преследуют и ловят => клеймение друг друга. Посвящение испытывалось как символическая смерть => отрезание пряди волос и пускание крови.
Царевна раньше, чем вступит в брак, испытывает жениха. Под трудными задачами понимаются такие, которые стоят в связи со сватовством. Трудные задачи представляют собой пеструю картину.
Задача может задаваться в самом начале сказки. Царь желает выдать дочь, кличет всенародный клич и сообщает условия выдачи. В таких случаях сватовство вызвано задачей.
5. Задача в ответ на сватовство
Может быть и обратный случай. Герой сватается, но ему ставят условие сперва решить задачи невесты. Задача задается как испытание жениха. Они содержат элементы враждебности и имеют цель отпугнуть жениха. В задачах и угрозах сквозит не только желание иметь для невесты наилучшего жениха, но и тайная надежда, что такого жениха вообще не будет. Враждебность проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи.
6. Задачи бежавшей и вновь найденной царевны
Характер враждебности выражен в следующей ситуации: царевна улетает от жениха на ковре-самолете или обманом возвращает себе крылышки. Задачи имеют характер состязания в магии.
7. Задачи царевны, похищенной ложным героем
Царевна раньше, чем дать согласие на брак с ложным героем, требует исполнения задач. Задача задается,чтобы отыскать подлинного жениха, причем в этих случаях элемент враждебности к жениху вообще соответствует враждебности к ложному жениху. Подлинному же жениху в этих случаях оказывается услуга – ему дается случай проявить себя. Иногда эти задавания задач исходят от тестя.
Этот случай типичен для сказок, где герой запродан Водяному. Причину задач придумывает сам Водяной, т.к. герой до встречи с водяным царем уже обручается с его дочерью и сватовство отпадает. Трудные задачи надо мотивировать как-то иначе. Отец всегда враждебен зятю. Но вслед за разгадыванием следует брак с дочерью Водяного, бегство и попытка Водяного нагнать и уничтожить бежавших.
Герой оказывается у мага. Там он обучается колдовству. По истечению срока за ним приходит отец, который сговаривается с сыном разгадать задачи мага. Задачи задаются отцу, а не сыну.
Противоречие: с одной стороны, жениха привлекают для женитьбы, с другой – всячески его отпугивают.
11. Задачи, задаваемые старому царю
Враждебность проявляет и будущий зять. После того, как все задачи выполнены, острие этих задач обращается против царя. Этот случай наступает тогда, когда царь отправляет героя за невестой для себя. В результате старый царь неизбежно гибнет.
Составление задач направлено на посылание героя в тридесятое царство, чтобы добыть определенный предмет. Среди этих задач особое внимание обращает на себя задача достать золотую ветку – от героя хотят таким образом узнать, был ли он в преисподней. Человек, побывавший там, имеет право на руку царевны. Страна, куда посылается герой, есть тридесятое царство, а "то, не знаю что" оказывается помощником, имя которого табуировано и высказывается не прямо, а иносказательно. Эта иносказательность непонятна для героя до того момента, пока он не приобретает помощника.
Часто встречается группа, слагающаяся из трех задач: посадить и обмолотить хлеб, выстроить золотой дворец с мостом и насадить чудесный сад за одну ночь. Мотив дворца может быть объяснен только мотивом дворца, стоящего в тридесятом царстве. Дворец переносится в селение героя чудесным способом. Этот мотив восходит к представлениям о магах и жрецах, умеющих ускорить урожай в силу пройденного посвящения.
Большой популярностью пользуется задача – посидеть в горячей бане. Этой задачей герой доказывает, что, обладая помощниками, он владеет стихиями. Миф содержит это испытание так же, как и обряд.
Герой испытывается огромным количеством пищи. Это связано с представлениями о мертвых, они не едят, пища просто проходит сквозь них. У героя сказки происходит то же.
Герой перед свадьбой испытывается состязаниями. На первый взгляд, они имеют спортивный характер. Но внимательное рассмотрение сказки показывает, что в состязании отражаются не ловкость и сила, а иные качества героя. Победу дает помощник.
Особый интерес представляет задача спрятаться. Важны два обстоятельства: 1) где задается задача спрятаться, 2) как она решается. Герой должен показать свою невидимость, прятки представляют собой "метафору погружения в преисподнюю, в небытие".
Задача спрятаться задается царевной, улетевшей от героя. Эта задача основана на том, что в царстве мертвых искомый не имеет индивидуального облика. Связь с обрядом, когда жених на свадьбе должен отыскать невесту среди девушек.
Испытание первой брачной ночи. Чаще это наложение тяжелой руки. Это не простое испытание силы. Царевна стремится задушить своего жениха. На место жениха заступает его помощник. Это некая сказочная норма, по которой лишение девственности производит не сам жених, а его магический помощник. В первую ночь женщина должна оплодотворяться тотемным предком.
1) Самые разные задачи показывают тесную связь между собой. 2) Они отражают бытовую реальность. Анализ трудных задач неотделим от анализа помощника. Герой доказывает, что он или побывал в ином царстве, или обладает природой мертвеца.
Между умерщвлением царя, решением задач и воцарением героя имеется связь. Фрезер полагает, что наследование шло по женской линии. Смерть царя связывали с тем, что царь некогда заключал в себе благополучие всего народа, с наступлением старости царя умерщвляли.
Царевич наследует не царство своего отца. Он приходит в чужую землю, женится на царевне. Отсюда двойственная задача: привлечь будущего царя и отпугнуть его, т.к. он приведет к смерти старого царя.
Возраст, болезнь, немощь служили стимулом для замены царя. Власть передается не любому сильному, а зятю, разрешившему трудную задачу.
Сказка, как и историческая действительность, знает два способа передачи престола: от царя зятю через дочь, от отца к сыну. Только там, где уничтожается отец, имеется оракул.
Сказка пытается скрыть или смягчить это. Магическое оружие героя иногда становится причиной смерти царя. Но можно найти случай, когда старый царь убивается непосредственно.
Этот образ чисто сказочный, в обрядах нет аналогов. Его роль – взять на себя убийство, предназначенное царю.
Огромное количество материалов показывает, что этот мотив идет от представления о том, что в царство мертвых ведет тоненький мост.
Обряд купания перед умерщвлением царя. Есть материалы о двух купаниях, как в сказке: душа, прошедшая второе купание, становилась белой.
Борьба за престол между героем и старым царем – явление историческое.
Бегство обычно стоит в конце сказки: пешком, на коне, на корабле...
31. Бегство с бросанием гребешка
Дети часто бегут от Яги. Они бросают гребешок и полотенце. Гребешок превращается в гору. Эти предметы берутся у Яги или, если бегство на лошади, то из уха лошади.
Эта форма характерна для сказки типа "Морской царь и Василиса Премудрая". Здесь магическими способностями обладает похищенная у Водяного девушка. Стандартные предметы, в которые превращаются бегущие: колодец и ковшик, церковь и поп...
33. Превращение змеи в колодцы, яблони и т.д.
Превращается иногда преследователь, а не бегущий. Родня змеи после змееборства преследует бегущих. Чтобы погубить их, они превращаются в те же предметы, что и бегущие. Если герой поест яблок, то его разорвет. В этих случаях отсутствует только церковь.
34. Бегство и погоня с последовательным превращением
Существуют три формы этого вида погони и спасения:
Обратное превращение в человека отражает представление о возвращении к жизни. Возвращение из страны мертвых в страну живых сопровождается превращением в животных.
Река – последнее препятствие. Горы и лес – препятствия механические, а река – магическое. Героя останавливает вода как граница. Возвращение из иного мира принимает форму бегства, которое есть следствие похищения предмета иного мира.
В обряде волшебное средство дается, и возвращение происходит мирным путем. В мифе оно часто уже похищается, и возвращение имеет форму бегства. Миф живет дольше, чем обряд, и перерождается в сказку.
Предыдущий свиток Следующий свиток
Previous scripture Next scripture