ГЛАВА VIII. ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ
I. ТРИДЕСЯТОЕ ЦАРСТВО В СКАЗКЕ
Царство, в которое попадает герой, отделено от отцовского дома непроходимым лесом, морем, огненной рекой, пропастью, в которую герой проваливается или спускается. В нем царит гордая и властная царевна, в нем обитает змей. Сюда герой приходит за похищенной красавицей, за молодильными яблоками, за диковинками.
Никакого внешнего единства в картине тридевятого царства нет. Нужно нарисовать несколько отдельных картин. Это прежде всего касается его местопребывания. Оно может лежать на горе, под водой, под землей.
Независимо от того, где оно находится, в нем иногда имеются красивые луга. Однако в нем никогда нет леса и обработанных полей. Зато есть сады, деревья, которые плодоносят. В тридевятом царстве нет ни одной постройки, а если они есть, то это дворцы, чаще золотые, реже мраморные или хрустальные. Дворец неприступен, охраняется животными. Но неприступность не составляет для героя проблемы. Иногда это описывается как город или государство. Перечисленные элементы встречаются в различных комбинациях.
Присматриваясь к этому государству, мы можем обнаружить, что оно имеет какую-то связь с солнцем. Иногда царство находится на небе, где солнце; иногда связано с горизонтом.
Все, связанное с тридесятым царством, может принимать золотую окраску. Золото фигурирует так часто, что можно с полным правом назвать это царство золотым.
Герой на своем пути попадает в три царства: медное, серебряное и золотое. Данный мотив подвергается стремлению сказки все утраивать.
5. Терноморфизм тридесятого царства
Царство иногда представлено не царством людей, а царством животных. Животный характер царства не исключает наличия городов, дворцов, садов.
6. Ранние формы потустороннего мира
Эти представления разнообразны и противоречивы. Сказка наивно выражает суть дела, говоря: "И там свет такой же, как у нас." Но так как меняется свет, так как меняются нормы человеческого общежития, то вместе с ними меняется и "тот свет". Так появляются все новые и новые формы, которые сосуществуют со старыми. Человек переносит в другое царство не только социальное устройство, но и географические особенности своей родины. Человек переносит туда и свои производственные интересы. Так, для охотника это царство населено животными. Свое родовое устройство он приписывает животным и думает после смерти стать животным и встретиться с "хозяином", или, выражаясь по-сказочному, с "царем" змей, волков, раков и т.д.
Вход в царство идет часто через пасть животных. В этом случае пасть – ворота. С падением роли животных функция ворот переносится на другие предметы (толкучие горы).
Очень ранней формой волшебного средства, добываемого в ином мире и применяемого для всяких видов волшебных действий, служит распространенный в Австралии и Америке горный хрусталь или кварц.
Человек переносит в другой мир не только свои интересы, но и свои идеалы: то, что не удается здесь, может удастся там На том свете перестают производить и работать, там только потребляют, и волшебные средства, приносимые оттуда, обеспечивают вечное потребление.
Эти представления связаны с развитием подневольного труда, который вызван появлением собственности. С земледелием обилие животных сменяется просто обилием, готовым к употреблению. Там, в царстве мертвых, не прекращается еда => скатерть-самобранка.
Народы, не знающие религии солнца, не знают золотой окраски волшебных предметов. Чтобы лучше понять этот мотив, нужно проследить, как развиваются представления о традиционном царстве:
Историчен не только каждый элемент в отдельности, исторична и пестрота. Это дает благополучную почву для сказки.
Предыдущий свиток Следующий свиток
Previous scripture Next scripture