ГЛАВА X. СКАЗКА КАК ЦЕЛОЕ
К комплексу посвящения восходят следующие мотивы:
Цикл инициации – древнейшая основа сказки.
К циклу представлений о смерти относятся:
Между этими двумя циклами нет четкой границы:
Композиционное единство сказки кроется в исторической реальности прошлого. То, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а то, чего не делали, представляли себе. Дальнейшее образование сюжета идет путем наслоений, замен, переосмысления, с другой же стороны – путем новообразований. Материал для замены берется в изменившемся быте.
Обычно полагают, что в сказку вкраплены отдельные элементы доисторичности, а вся она – продукт "вольного" художественного творчества. Мы видим, что волшебная сказка состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям доклассового общества.
Объясним факт возникновения сказки как таковой. Совпадение композиции сказок с той последовательностью событий, которые имели место при посвящении, заставляет думать, что рассказывали то самое, что происходило с юношей, но рассказывали это не о нем, а о предке, учредителе рода и обычаев.
Эти события вначале не столько рассказывались, сколько изображались условно драматически. Посвящаемому раскрывался смысл тех событий, которые над ним совершались. Рассказы уподобляли его тому, о ком рассказывали. Рассказы составляли часть культа и находились под запретом. Запрещали и соблюдали запрет не в силу этикета, а в силу присущих акту рассказывания магических функций.
Новая социальная функция сюжета, его чисто художественное использование связаны с исчезновением строя, который его создал. Внешне начало процесса перерождения мифа в сказку сказывается в откреплении сюжета и акта рассказывания от ритуала. Момент этого открепления от обряда есть начало истории сказки, тогда как ее синкретизм с обрядом представляет собой ее доисторию. Сказка, лишенная религиозных функций, вырывается на вольный воздух художественного творчества. Но отделить, где кончается священный рассказ и начинается сказка, - невозможно.
Всемирное сходство фольклорных сюжетов гораздо шире и глубже, чем это представляется невооруженному глазу. Ни теория миграции, ни теория единства человеческой психики не разрешают этой проблемы. Проблема разрешается историческим изучением фольклора в его связи с производством материальной жизни.