ГЛАВА VI. ПЕРЕПРАВА

1. Переправа как композиционный элемент

Переправа в иное царство есть как бы ось сказки и вместе с тем – середина ее. Переправа есть подчеркнутый, выпуклый, чрезвычайно яркий магнит пространственного передвижения героя. Русская сказка знает много разновидностей переправы. Формы переправы сливаются, ассоциируются, переходят друг в друга. Все виды переправы указывают на единую область происхождения. Они идут от представлений о пути умершего в иной мир, и некоторые довольно точно отражают погребальные обряды.

2. Переправа в образе животного

Мы видим животных, не приспособленных к переправе. Выбор животного вскрывает промысловое происхождение этого образа. Чаще других форм фигурирует птица. Представления о птице – наиболее архаичные, с появлением коня функции птицы переходят к нему.

3. Зашивание в шкуру

Возникло из представлений о переправе умершего. Герой не превращается в животное, а надевает шкуру или влезает в падаль. В обрядах инициации посвящаемые плясали, одетые в шкуры зверей.

4. Птица

Первоначально садились на животных, символизирующих умерших – на птиц. Птица характерна для жителей побережья. Остатки этой веры есть в христианстве: крылатые ангелы уносят душу.

5. На коне

Конь более позднего происхождения, чем птица, он ассимилируется с птицей. Полет героя на коне представляет собой ту же фазу отношений.

6. На корабле

Лодка или корабль не совсем обыкновенны – это летучий корабль. К коню перешли крылья, к кораблю – способность перемещаться по воздуху.

7. По дереву

Сходное происхождение имеет мотив дерева, по которому попадают на небо. Русская сказка отражает мировые представления, что два мира соединены деревом. Представления о дереве связаны с представлением о птице. С культом мертвых дерево связано мало, если не считать погребения на деревьях или в стволах деревьев. Дерево – посредник, имеет отношение к шаманскому посвящению и к образу птицы, а также к лодке, к колоде, в которую закладывают покойника.

8. По лестнице или ремням

С деревом связана переправа по лестнице. Шаманское дерево принимает форму лестницы. В русской сказке горошинка вырастает до неба. Для похождения в подземный мир служат ремни.

9. При помощи вожатого

Здесь мы касаемся широкого круга представлений о вожатом души. Чаще всего это живого вида водитель: "Волчица побежала, и вслед за ней поскакал царевич".

10. Заключение

  1. Все способы переправы имеют одинаковое происхождение. Они отражают представления о странствии умершего в загробный мир.
  2. Разнообразие форм часто может быть рассмотрено как более поздние наслоения. Смена эта вызвана сменой форм производства.

Древнейшая форма – тотемическое представление о превращении человека в свое тотемное животное. С отмиранием тотемизма эти формы меняются. С появлением ездовых животных начинают меняться сперва формы переправы (на птицу садятся), а потом и сами животные: появляются олень и конь. Конь первоначально ассимилируется с птицей. Фигура умершего раздваивается на везущего и везомого или ведущего и ведомого. С переходом на земледелие водитель антропоморфизируется и обожествляется, но животная форма водителя еще ясна из рудиментов и параллелей. Даже лестница и ремень обнаруживают при сопоставлении свою первоначальную животную форму.


Предыдущий свиток Следующий свиток
Previous scripture Next scripture