ГЛАВА V. ВОЛШЕБНЫЕ ДАРЫ
Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента конец уже предвидится. Между героем, вышедшим из дома и бродящим "куда глаза глядят", и героем, выходящим от Яги, – огромная разница. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет. Для его помощника его желание – "лишь службишка, не служба". В дальнейшем герой играет чисто пассивную роль. Все делает за него его помощник, или он действует при помощи волшебного средства. Помощник доставляет его в дальние края, похищает царевну, решает ее задачи, побивает змея или вражеское войско, спасает его от погони. Тем не менее он все же герой. Помощник есть выражение его силы и способности... Рассмотрение помощника неотделимо от рассмотрения волшебных предметов: они действуют совершенно одинаково...
В сказке помощник может рассматриваться как персонифицированная способность героя. В лесу герой получает или животное, или способность превращаться в животное. Герой, превращенный в животное, древнее героя, получающего животное. Герой и его помощник есть функционально одно лицо. Герой-животное преобразовался в героя плюс животное.
Среди помощников героя имеется орел или другая птица. Функции птицы – переносить в иное царство...
Мотив кормления орла создается на основе некогда имевшегося обычая: подготовки и убиения жертвенного животного. Сказка отражает стадию разложения обряда. Кормление орла показано как нечто, что герою в тягость. Последующее обогащение есть чудо. Исторически кормление есть подготовка к убиению жертвенного животного, т.е. к отсыланию его к хозяину с целью возбудить расположение этого хозяина. В сказке убивание переосмыслено в пощаду, в отпуск на волю и улетание, а расположение хозяина – в передачу героя предмета, дающего ему могущество и богатство.
Конь вступает в человеческую культуру позже, чем животные леса. Лошадь появилась не на смену лесным животным, а в совершенно новых хозяйственных функциях. Новая форма хозяйствования вводит новые образы. Эти образы создают новую религию – но не сразу. Происходит в языке наименование коня птицей, то есть перенос старого слова на новый образ. Тоже происходит в фольклоре; конь облекается в птичий образ. Так создается образ крылатого коня.
Конь перенял на себя атрибуты и функцию птицы. Подобно тотемному животному, подобно сказочному орлу, он выкармливается. Выкармливание коня дает ему волшебную силу. До кормления конь – паршивый жеребенок, после кормления – статный конь...
В религии конь некогда представлял собой заупокойное животное. Конь дарится герою его умершим отцом из могилы в сказке. Следовательно, конь не только в религии, но и в сказке представляется заупокойным животным.
7. Отвергнутый и обмененный конь
Лошадь, предложенная живым отцом, не годится, тогда как лошадь, подаренная из-за могилы, есть богатырское животное. Герой у Яги часто меняет коня. Отцовский конь – живое существо, он не крылат, поэтому он не годится. У входа в иной мир герой получает иного коня.
Не годится конь на конюшне отца. Годится только тот, который взят из склепа. Правда, сказка никогда не говорит, что это склеп. Для сказки это просто подвал или погреб. Но по деталям – это, несомненно, могила. Когда герой входит в подвал, то конь иногда радостно ржет ему навстречу. Конь передается по мужской линии – конь "не деда твоего, а прадеда твоего". Ржание коня показывает, что явился наследник. Это подтверждает вывод о замогильном характере сказочного коня и дополняет картину связи коня с предками его владельца.
Образ коня часто утраивается, и все три коня имеют разную масть. Преобладают две масти – сивая и рыжая. Белый цвет – цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность. Поэтому привидения представляются белыми. Таким является и конь, и не случайно он назван невидимым. Везде, где конь играет культовую роль, он белый. Формула "что ни шерстинка, то серебринка", указывает на его белый цвет, на ослепительность этого цвета.
Нередко последним из трех назван рыжий конь. Это связано с цветом пламени, с огненной природой коня. Масть не случайное явление. Белая окраска коня наиболее архаична, остальные масти – реалистические деформации.
Детали, касающиеся огненной природы коня: "Из ноздрей сыплются искры, из ушей валит огонь и дым". Основная функция коня – посредничество между двумя царствами. Точно также посредником был огонь. В мифах герой только при помощи огня отправляется на небо. Следовательно, наряду с животными, огонь некогда представлялся посредником между двумя мирами. Когда появляется лошадь, роль огня переносится на нее.
Особенность облика коня: "У него по бокам часты звезды, во лбу ясный месяц". Конь, как посредник между небом и землей, мог быть наделен признаками неба. Возможно, что конь,как ночное небо, есть вторичное образование от коня дневного, от коня солнца. Но сказка не сохранила коня солнца, зато солнце отразилось в ней как царство и как дворец.
Другая особенность коня – это его связь с водой. Этот конь родственен Пегасу. Правда, этот морской конь несколько необычен в сказке, встречается сравнительно редко и не всегда является помощником героя. Он появляется по ночам и портит сенокос, съедает и топчет сено, и братья отправляются его подкарауливать. По сравнению с замогильной природой коня его водная природа – явление вторичное и более позднее.
13. Некоторые другие помощники
Особую категорию помощников составляют всякого рода искусники. Часто это братья, каждый из которых обладает каким-нибудь одним уменьем. Иногда это встречные богатыри:
Таким образом, из огромного количества всяческих искусников четыре типа могут быть выделены, как хозяева стихий. Они подчиняются герою в силу совершаемых им культовых или иных действий, но этот момент в сказке сохранен лишь в рудиментах и заменен случайной встречей с помощниками.
14. Развитие представлений о помощнике
Все помощники в сказке объединены функцией. В истории помощника можно в основном наметить три ступени или три звена:
Во время обряда посвящения юноша превращается в своего помощника. Между посвящаемым и его помощником имеется предустановленная связь (конь ждет своего героя). Животное важно своей связью с царством животных вообще. Таков древнейший источник мотива волшебного помощника. Здесь еще нет разнообразных функций, свойственных помощнику, в частности – нет посредничества между двумя мирами. Способность превращения в свой тотем или своего помощника – наиболее архаическая форма власти над помощником.
Там, где нет посвящения, приобретение помощника происходит индивидуально; приобретают избранные – шаманы, которые и считаются обладателями могущественных духов, животных-помощников. "Сверхъестественная сила шамана, – говорит Шпирнберг, – покоится не в нем самом, а в тех духах-помощниках, которые находятся в его распоряжении". Без духов шаман бессилен. У шамана помощник уже потерял свою животную природу, стал невидимым. Настоящая стихия сказочного помощника – воздух.
Охотничья функция помощников постепенно сменяется функцией лечения и посредничества между двумя мирами.
Культ посмертных помощников – явление позднее, оно расцветает в государственном культе мертвых, каковой в наиболее развитой форме мы имеем в Др.Египте. Сказка отразила все стадии развития помощника; сказка знает и превращения, и помощников-зверей, птиц, духов, коня.
Предметы представляют собой лишь частный случай помощника. Помощники, живые существа и волшебные предметы принципиально функционируют совершенно одинаково. Так, конь переносит героя за тридевять земель, но то же достигается при помощи ковра-самолета или сапог-скороходов. Конечно, есть специфические помощники и специфические предметы, которые не могут быть взаимно заменяемы. Нет, кажется, такого предмета, который не мог бы фигурировать как предмет волшебный: предметы одежды, украшения, оружие, сумки, мешки, кошельки, сосуды, части тела животных... Мы будем классифицировать волшебные предметы по общности их происхождения.
16. Кости, волосы, шкурки, зубы
Многие волшебные предметы представляют собой части тела животного: шкурки, волосы. К это категории можно отнести и мази; они тоже животного происхождения. Чаще, однако, часть животного дается в руки и служит средством власти над животным.
В мышлении первобытного человека главную роль в охоте играет не орудие, а магическая сила, умение привлечь животное. Функция орудия испытывается пока как нечто вторичное. По мере того, как совершенствуется орудие, можно наблюдать следующее явление: магическая сила, приписываемая животному-помощнику через какую-нибудь часть его, переносится теперь на предмет. Человек в меньшей степени замечает свои усилия и в большей – работу оружия. Так получилась концепция, что орудие работает в силу присущих ему свойств волшебства. Теперь орудие обожествляется. Функции орудия являются причиной его обожествления.
18. Предметы, вызывающие духов
Предметы, при помощи которых можно вызвать духов, могли быть как животного состава, так и орудиями и другими предметами. Сила присуща всему животному и всем частям его. Представление силы невидимым существом – дальнейший шаг на пути к созданию понятия силы, т.е. к потере образа и к замене его понятием. Так создается концепция колец и других предметов, из которых можно вызвать духа. Сила откреплена от предмета и вновь прикреплена уже к другому предмету, внешне не представляющему никаких признаков этой силы. Это и есть "волшебный предмет". Эти предметы – не только достояние сказки, но и достояние действительности (фетиши, амулеты, талисманы и т.д.).
Среди предметов, способных вызвать помощника, особое место занимает огниво, вызывающее главным образом коня. То, что огниво почти стабильно связано именно с конем, объясняется его огненной природой.
К совершенно иным представлениям восходит палочка, прутик или тросточка. Палочка создалась в результате общения человека с землей и растениями. Сказка не сохранила одного: прутик срезается с живого дерева, и тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия, обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. "Люди, животные и растения в различные времена года ударяются и стегаются зеленой веткой, чтобы стать здоровыми и сильными". (Маннгардт).
21. Предметы, дающие вечное изобилие
Предмет может быть волшебным только тогда, когда он добыт известным образом. В сказке таким является предмет, данный мертвым отцом, Ягой, благодарным похороненным мертвецом и т.д. Короче говоря, волшебным является предмет, взятый "оттуда" – из леса (на более ранней стадии), из иного мира (позднее); по-сказочному – из тридесятого царства. Лишь вода, принесенная из тридесятого царства, оживляет мертвеца. Сюда относятся также: вода, возвращающая жизнь или зрение; скатерть, дающая вечное питание, и др.
Они стоят на границе волшебных помощников и волшебных предметов. Куколки фигурируют широко в верованиях самых различных народов. Кукла служит заместителем ушедшего под землю. Ее надо кормить, и тогда умерший будет оказывать помощь.
23. Живая и мертвая, слабая и сильная вода
Они не противоположны, а дополняют друг друга. Мертвая вода окончательно превращает в мертвеца. Это своего рода погребальный обряд, соответствующий обсыпанию землей. Теперь он – настоящий умерший, а не существо, витающее между двумя мирами, могущее возвратиться вампиром. Только теперь действует живая вода. "Живая" и "мертвая" вода и "слабая" и "сильная" вода есть одно и то же.
Волшебные предметы имеют различное происхождение. Основные группы:
Это комбинированные персонажи. Благодарные животные выступают как дарители, и, предоставляя себя в распоряжение героя, или дав ему формулу для вызова их, в дальнейшем действуют как помощники. Формулы "не ешь меня" и другие отражают запрет есть животных, которые могут стать помощниками.
Иногда герой оказывает животному услугу. Эта форма более поздняя, т.к. сказка вообще не знает сострадания. Герой отпускает животное не из сострадания, а на договорных началах. Пощаженные животные – это тотемные животные-предки. С переходом к земледелию единство между человеком и животным заменяется дружбой между ними, основанной на договорных началах. Существует связь благодарных животных с человеческим предком. Это животное не есть брат или отец героя, а становится им.
Разновидность благодарных животных. "Медный Лоб" ("лесное чудо") – это чудовищное существо, которое содержится во дворе короля в плену. Этот персонаж принадлежит к категории дарителей. Своей функцией равен Яге: он дарит волшебное средство. Он лесное существо, лесной властитель. Леший есть антропоморфизированное животное, власть над которым дает власть над охотничьими животными. Он доживает до земледелия и сталкивается с земледельческой религией. С тех пор к нему отношение как к лесному чудовищу.
Неясно его название. Скорее всего "медный" – синоним "желтого", разновидность золотой окраски. Прикосновение лесного человека превращает в золото предмет прикосновения.
Появление Медного Лба в сказке не мотивировано, что говорит о его большой древности. Позднее к мотиву Медного Лба присоединен мотив потравы. Мотив этот земледельческий и более поздний, служит для мотивировки появления Медного Лба. Появление его на поле обусловлено исторически. И при земледелии таинственный лес сохраняет свою связь с миром мертвых предков, которая выражена в Яге. С появлением посевов мертвые становятся опасными для полей, их стараются обезвредить. Эта новая земледельческая струя видоизменяет только начало сказки.
27. Выкупленные пленники, должники и прочие
Рассмотрен ряд дарителей, наиболее значительных фигуры сказочного канона. По сравнению с ними другие имеют второстепенное значение. В большей степени это отголоски, видоизменения все тех же знакомых фигур.
Предыдущий свиток Следующий свиток
Previous scripture Next scripture