ГЛАВА IV. БОЛЬШОЙ ДОМ
В комплексе посвящения выделяются два момента: собственно момент посвящения и следующий за ним период, длящийся до вступления в брак.
Мужской дом – место, где несколько лет жил посвященный. Это особого рода институт, свойственный родовому строю. Его возникновение связано с охотой и тотемизмом.
Сказка сохранила следы института мужских домов. Герой часто видит перед собой на поляне или в лесу особого рода постройку. Этот дом поражает прежде всего величиною, оградой, на которой висят черепа. Ограда охраняла дом от взоров тех, чье приближение означало бы для них смерть на месте (женщин и непосвященных). Остальные особенности этого дома можно объяснить стремлением оградить себя от мира. Дом стоит на столбах, часто представляется многоэтажным. Вход в дом – по приставной лестнице или по столбу; вход и другие отверстия занавешиваются и закрываются. Особенность внутреннего устройства дома та, что он состоит из отделений или комнат. В сказке дом часто охраняется животными, змеями.
2. Большой дом и малая избушка
Малый дом – "дом обрезания". Посвящение происходило в лесном шалаше или избушке, после чего происходил переход из малого дома в большой. Часто эти дома имелись на одной и той же площадке. Герой живет в малой избушке, затем он находит дорогу в большой дом. Сказка в целом не дает перехода из малого дома в большой. Она знает маленький дом или большой. Эти два типа в сказке не имеют резких отличий. Сказка перенесла "мужской дом", обычно находившийся в селении, в лес, и не отличает его от "малой избушки".
Герой видит иную подачу еды, чем та, к которой он привык. Здесь каждый имеет свою долю, и доли эти равны. Пришелец еще не имеет своей доли и ест от каждой понемножку. Здесь "едят и живут дружно", живут коммуной, живут братья.
Число этих братьев колеблется от 2 до 12...25. В мужских домах их могло быть больше. Каждый год есть приток новых и уход достигших брачного возраста. Можно предположить, что сказка отражает не всю жизнь дома, а жизнь одного колектива в пределах этого дома.
Когда герой приходит в этот дом, он обычно бывает пуст. Юноши сообща отправлялись в лес и возвращались оттуда к ночи. Вообще мужской дом часто служит им только ночлегом. В сказке братья как только поселяются в лесу, начинают охотиться. Коммуна живет исключительно охотой, пища юношей – мясная. Продукты земледелия бывают иногда запрещены. Охотиться имеют право только посвященные в союз.
Иногда у братьев другая профессия – разбойники. Новопосвященным разрешается разбой по отношению к другим племенам, или, гораздо чаще, по отношению к своему собственному. Смысл этого разрешения в том, что в мальчике-охотнике и воине надо развить оппозицию к прежнему дому, к женщинам и земледелию. Есть признаки, свидетельствующие о связи этого мотива с обрядом посвящения: клейма и человеческая пища, которую обычно едят братья-разбойники. В человеческих костях, находимых в щах, и т.п. мы имеем остаток обрядового каннибализма.
Братство имеет примитивную организацию. Выбирали старшего – самого сильного, ловкого, обладающего магической властью. Один готовит пищу, пока другие охотятся. В сказке братья всегда делают это по очереди. Сказка не сохранила обычая, что новички должны готовить пищу.
Динамика в сказке появляется с появления в лесном доме девушки. Она или похищена, или добровольно попала к ним. Она ведет хозяйство, живет с ними как сестра, пользуется почетом.
В обряде мужской дом запрещен женщинам в целом, но в мужских домах все равно находились женщины, служившие братьям женами.
Причины ухода женщины:
Она живет в особом помещении. Обращение к ней рыцарское, но она отнюдь не "сестрица" братьев. Женщины могли принадлежать всем, или некоторым, или одному по их выбору. В сказке она или не принадлежит никому, или принадлежит всем, редко одному. Сказка отразила стремление группового брака превратиться в индивидуальный.
Дети, происходившие от таких союзов, почти все убивались в тех случаях, когда женщина принадлежала всем. Если отец был известен, то эта любовная связь могла стать прочным браком. Сказка в целом не признает брака в лесном доме, женщина всегда сестрица. Черты этого персонажа перенесены в сказке на царевну.
Женщина, живущая в лесном доме, перед уходом из него проходила обряд временной смерти, чтобы забыть обо всем. В сказке девушка, живущая в лесном доме, внезапно умирает, затем оживает, после чего вступает в брак с царевичем.
Установлено три группы предметов, от которых умирает девушка:
Есть случаи, когда девушка превращается в животное, птицу и вновь в человека. Средства оживления очень просты: вынуть иголку, занозу, потрясти труп, снять рубашку, кольцо. Все эти способы умерщвления имеются в обрядах.
Гроб – позднее явление, сначала – деревянное хранилище животной формы. Такая форма гроба отражает более ранние представления о превращении человека при смерти в животное или о съедении его животным. Существовали также сказки о "спящих отроках".
Брак Психеи и Амура – явление временного брака с братьями, причем другие братья упущены. Дворец Амура стоит в лесу – общераспространенная черта. Пребывающие в доме мыслились пребывающими в царстве смертных => животная природа жениха – жители лесного дома иногда маскировались животными.
Мотив посещения родственниками. В русской сказке девушка посещает своих родителей. В мужских домах по истечение времени женщинам разрешалось посещать родных.
Как юноши, так и девушки имели каждый в своей жизни последовательно два брака. Один – вольный, временный и групповой, другой – после возвращения домой, брак постоянный, из которого создается семья.
В сказке герой иногда женится второй раз, забыв о первой жене. Первая жена временная, обычно она забывалась. Чтобы напомнить о себе, девушка пекла пирог, и из него вылетали два голубка, которые напоминали мужу о его неверности.
"Финист" – другая обстановка. Первый брак совершается дома, после любовник уходит в другое царство, где собирается жениться, но девушка находит и отвоевывает его. Можно предположить, что здесь мы имеем запрещенную связь девушки с юношей-птицей, т.е. с маской, с юношей, уже находившемся за пределами своего дома, в "ином" царстве, куда за ним отправляется его невеста.
В сказке неузнанный герой часто бывает грязен. Это "неумойка". Он заключил союз с чертом, что запрещает ему мыться. За это черт дает ему несметные богатства, после чего герой женится. Такое состояние героев или героинь характерно для времени их пребывания в лесу или службы у черта и предшествует браку.
Запрет умываться не только часто употребляется в обряде, но составляет почти непременную часть церемонии. Неумывание, окраска в белый или черный цвет связаны с невидимостью. Разрешение умываться дается вместе с урожаем. От пребывания в состоянии неумытости, черноты зависит урожай.
Неумывание также подготавливает к браку. После вымазывания грязью юноша мог вступать в брак. Запрет умывания представляет собой этнографическую проблему.
В сказке нельзя провести границы между грязным человеком и животноподобным. Возможно, вымазывание в грязи – это некая маска. Неумывание – непременное условие возвращения героя из леса; сложное явление, связанное с невидимостью и слепотой, с животным обликом и неузнаваемостью. Неумывание, перемена облика связано также с пребыванием в стране смерти.
Незнайка тесно связан с мотивом "неумойки". Сущность – герой прибывает домой неузнанным. Он притворяется, что ничего не помнит, но и родители не узнают вернувшегося сына. Здесь отражен один из моментов возвращения. Этикет требовал, чтобы вернувшийся "забывал" свое имя, дом, родителей. Он – новый, умерший и воскресший человек с другим именем. Поведение родителей объясняется тем же.
15. Плешивые и покрытые чехлом
С мотивом неузнанного прибытия часто связан мотив покрытой или непокрытой, безволосой головы. В обряде инициации не было ни одной части человеческого тела, которая не подвергалась бы манипуляциям. Даже внутренности считались вынутыми и замененными. Особым манипуляциям подвергались голова и волосы. Их обрезали или, наоборот, волосам давали расти, но прятали в особый головной убор, который нельзя снимать. Волосам приписывалась сила.
Герой женат с начала сказки, затем уходит из дома, узнает, что жена собирается вступить в новый брак и спешно возвращается, поспевая к свадьбе жены. В этом случае мы имеем дело с браком, который совершен до обряда посвящения. Мы здесь имеем не противоречие, а более позднюю форму. По мере вымирания обычая обряд проходил все реже и реже. Юноши вступали в брак, не дождавшись обряда посвящения.
Возвращающийся должен хранить молчание обо всем, что видел и слышал. Эта "немота" имеет иногда определенные сроки. Нарушение запрета грозило смертью. Глубокой тайной обставлено обладание волшебным предметом или помощником.
Запретный чулан восходит к комплексу "большого дома". Надо выяснить, имелись ли такие помещения в этих домах и что в них хранилось. Из данных этнографии мы знаем, что имелись специальные, запретные помещения, в которых находились вырезанные из дерева животные. Также часто мы имеем большой дом с помещением для инициации. Оно тайное только для неофита до совершения обряда, после чего перестает быть тайной.
Где находится запретный чулан в сказке?
Эти 5 типов родственны друг другу и восходят к "большому дому". Но есть формы, которые не имеют ничего общего с этим комплексом:
Эти случаи – результат художественного творчества.
Содержание комнат:
Совпадение между обрядом посвящения и пребывания в лесном доме и тем, что делается в лесной избушке и "большом доме", поразительно. Сказка сохранила часть внутреннего механизма этого обряда. Сказка и обряд не вполне покрывают друг друга. В сказке есть частности,которые не находят себе объяснения в данном обряде. С другой стороны, обряд шире, чем сказка, и сказка отразила не все.
Предыдущий свиток Следующий свиток
Previous scripture Next scripture