Календарь Длинного Дома
Идея, пришедшая мне в голову в том лесу – впрочем, пришла она не только мне, – заключалась в том, чтобы уклад Длинного Дома выводить из стихотворений и других произведений, которые написались бы по его поводу. Принцип, надо сказать, не новый. Не раз уже в истории законодательства выводили из комментариев на художественные произведения. Естественно, произведения при этом не считались художественными в том смысле, в каком нам нравится понимать это сейчас - вымышленными, искуственными. Ну, так?
Линвен обещалась написать серию рисунков и книгу, которая была бы пробным запуском, экспериментом; по ее словам, процесс идет.
Думается, не имеет большого смысла разделять хозяйственные, семейные и даже религиозные уклады Длинного Дома; даже, скажем, имеет некоторый смысл объединить их максимально, хотя бы для того, чтобы посмотреть, не сделают ли они за нас часть работы, не начнут ли организовывать друг друга и как.
Год у нас начнется
На исходе лета
Сбором урожая,
что натружен нами,
и плодов работы,
и даров бесплатных
А когда закончим
страдные недели
Праздник мы устроим
И взойдем на гору*
над селеньем нашим
и игрой веселой
песнею и пляской
мы восславим Бога
и его Подручных
и у них попросим
через год того же**
Осень наполняет
весь наш край печалью
светлой, но к Самайну
та печаль крепчает,
чтобы Темной Ночью
на предельной грани
преломилась радость
и осталась с нами***
Что еще... Итак, год кончается с ноябрьским полнолунием. День этот не фиксирован, да это никому и не нужно. Месяц также начинается в полнолуние. День отсчитывается с подъема и заканчивается отбоем – дни, когда календарь предписывает вставать поздно, короткие (зимой, к примеру); летом дни резко длиннее. Дни, когда календарь предписывает бдеть и вообще не ложиться, растягиваются на двое суток – ну, или сколько там будет надо.
Год с ноябрьским полнолунием кончается; но, кажется, не начинается. Зима считается особым временем, как бы даже почти безвременьем. Это зависит от преобладающего профиля работ в поселении. Она заканчивается в наших широтах в конце марта; но праздник Имболк празднуется в февральское полнолуние. Это праздник перелома зимы на весну. Жгут костры – многое в этом празднике можно перенять у кельтов. И у русской Масленицы. С этого праздника начинаются уже работы на огороде – или со следующего полнолуния уж точно.
Майское полнолуние – праздник Бельтан, начало лета. Тоже см. у кельтов.
Празднуются также Солнцестояния, зимнее и летнее.
В году насчитывается шесть времен года – как у толкиеновских эльфов.
Продолжение следует
* Два святилища: одно внизу, в густом лесу неподалеку от селения, другое – на горе над ним. Семантику их я пока не разработал, хотя она несложна.
** Вполне себе такое Эруханталэ – благодарение Бога и его Подручных, под коими понимаются ангелы-духи, ведающие природой и помогающие людям или сотрудничающие с людьми, за славно проведенный год и прошение о том же на следующий. Производится только тогда, когда прошедший год признан благополучным и удачным. Иначе ход этого праздника меняется понятным образом.
*** На Самайн (о Самайне см. у Джона Шарки в "Загадке Кельтов", кое-что оттуда можно брать напрямую, без дальнейшей трансляции; подробности позже...) все Племя собирается в Длинном Доме – главной общинной постройке – вместе, включая и тех, кто не может или не хочет – ну, очень надо. Все так и сидят, и проникаются мыслью, что какие бы ни были у них отношения между собой, каковы бы ни были их личные немощи и тяготы, существует Племя, которое объединяет их, которое заботится о них и которому они нужны. Никому не разрешается отлучаться в это время, а если кому придется, то по возвращении производится его опознание: по особой примете, которая известна, скажем, Шаману или Брегону – законодателю Племени, – но неизвестна самому владельцу приметы. Если выясняется, что вернулся не дух в обличье ушедшего, а сам ушедший, то его очищают и принимают.
Отсюда уже можно начать выводить состав руководства Племени. Прежде всего, во главе его стоит Вождь, человек, пользующийся максимальным авторитетом у людей Племени, личным и любым. Вождь избирается и переизбирается по необходимости. Несогласные с кандидатурой вождя имеют полное право покинуть Племя – это предпочтительно. Ради бога, пусть основывают свое. Если их большинство - значит, не люди ушли от Племени, а Племя ушло от вождя. Тоже бывает, и надо дать возможность. Помимо мужской власти, существует Матушка, наиболее уважаемая из женщин. Духовным лидером является фигура, условно называемая Шаман – совершенно необязательно, что он занимается именно шаманизмом, важно, чтобы он был духовным лидером и мог отвечать всем запросам людей Племени в этой сфере. Законодательную власть и определение стратегии развития Племени осуществляют Брегоны. Вождь при этом занимается тактикой и повседневностью.
Обратно в оглавление / Back to the index
© Stepan M. Pechkin, LbVPT