Исторически сложившаяся система цифровки, которой я пользуюсь для передачи структуры своих песен, имеет следующие особенности:
Сигнатура вещи: перед структурной формулой пишутся размер вещи и ее тональность, если таковые в данном произведении есть. Следует заметить, что тональность вещи – не догма, а руководство к действию; ни одна вещь не пострадает от транспонирования в любую более удобную в данный момент исполнителю тональность. С размером дело обстоит несколько строже. За все время я так и не усвоил прочно, чем 8/8 отличается от 4/4, поэтому исполнитель волен играть в любом размере, численно равном указанному. Благодаря этому деление на такты у меня более-менее произвольное и указывает скорее пропорции аккордов относительно друг друга, чем что-то более корректное с точки зрения музыкальной теории.
Структурная формула вещи: вещь разделяется на повторяющиеся структурные блоки, каждый из которых обозначается латинской буквой (наиболее частые обозначения: I – introduction либо intermedia, вступление, проигрыш либо вставка; C – couplet, куплет; R – refrain, рефрен либо припев; S – solo, соло к.-л. инструмента; V – variation, вариация) и, при необходимости, нумеруется римской цифрой в нижнем индексе: CIV, RIII, Sguit. Тривиальные структуры я обычно не обозначаю формулой; итак понятно: вступление – однообразный квадрат, играющийся, пока исполнитель и слушатель не войдут в нужное состояние, куплет, припев, если есть, проигрыш по вкусу и по обстановке, и так столько раз, сколько куплетов исполнитель намерен исполнить. Варьирование порядка куплетов остается на совести исполнителя; иногда это можно делать.
Метасимволы: в принципе схожи с принятыми в POSIX: {I*} означает, что проигрыш играется несколько раз по вкусу либо не играется вообще; {I+} означает, что проигрыш нужно сыграть хотя бы один раз; {D / F#m} означает, как правило, что одни инструменты могут в этом месте брать ре мажор, а другие – фа-диез минор (Однако, запись Am/F# обозначает, что берется аккорд ля минор с фа-диезом в басе. Следите за пробелами.)
Повторы: блоки и комбинации блоков, а также каденции аккордов, которые повторяются несколько раз, записываются в круглых скобках; количество повторений указывается после скобок в верхнем индексе арабской цифрой: (C R)2, ( Am | Dm | E | Am |)4
Расшифровки структурных блоков: после структурной формулы пишутся поаккордные расшифровки структурных блоков: C = (| C | Dm |)2 F | G | Am | F | - R, где:
Вертикальные черты разделяют такты;
несмотря на долгие дискуссии с Базилем и другими гитаристами, B обозначает си-бемоль, а H – си-бекар;
штрихи вверху возле аккорда обозначают, сколько долей такта приходится на этот аккорд; если штрихов нет, аккорды делят такт поровну;
дефис, как правило, означает, что поющий должен перейти на следующий фрагмент текста;
ну, и так далее.
Ну, и так далее.
Если у вас остались какие-то вопросы, задавайте их мне безо всякого стеснения. Насколько мне известно, систему эту освоил до степени практического применения только Базиль; впрочем, остальные не очень-то и пытались.