Отец не раз говорил, что "Падение Гондолина" было первым из сочиненных им сказаний о Первой Эпохе, и нет никаких оснований отрицать это. В письме, датированном 1964 г., он сообщал, что записывал его «"прямо из головы" во время пребывания в госпитале в армии в 1917 г.», а порою датировал его написание 1916 и 1916-17 гг. В письме ко мне, написанном в 1944 г., он говорил: «"Я начал писать его» ("Сильмариллион") «в блиндажах, полных людей, где вовсю гремели граммофоны»; и действительно, стихотворение, в котором впервые появляются Семь Имен Гондолина, записано на обороте документа, перечисляющего "субординацию ответственности в батальоне". Самая первая рукопись, занимающая две маленьких школьных тетрадки, существует и поныне; она написана карандашом, беглым почерком, а затем в большей части своей переписана поверх текста чернилами и значительно исправлена. На основе этого текста моя мать где-то около 1917 г. сделала чистовую копию; но и та впоследствии была существенно отредактирована – я не могу точно определить, в какое время, но, вероятно, в 1919-20 гг., когда отец работал в Оксфорде в составе группы, заканчивавшей Словарь. Весной 1920 г. он был приглашен на чтение в Эссе-Клуб своего колледжа (Эксетер); и там он зачитал "Падение Гондолина". Существуют заметки, которые он делал, представляя свое "эссе". В них он извинялся за то, что не смог представить критический очерк, и продолжал: «Посему я вынужден зачитать произведение, написанное заранее, и в отчаянии остановил свой выбор на этом Сказании. Оно, разумеется, доныне не публиковалось... В моем воображении в последнее время вырос – скорее, выстроился – целый цикл придуманных мною событий в Эльфинессэ. Некоторые эпизоды уже записаны... Это сказание – не лучший из них, но наиболее завершенный и обработанный, и его, несмотря на незначительность и недостаточность этой обработки, я осмелюсь зачитать вслух.»
"Сказание о Туоре и Изгнанниках Гондолина", как называется "Падение Гондолина" в ранних рукописях, оставалось долгие годы нетронутым, хотя на каком-то этапе, вероятнее всего, между 1926 и 1930 гг., отец записал краткую, сжатую версию этой истории, которая стала частью "Сильмариллиона" (название, кстати, впервые появляющееся в письме в "Обозреватель" от 29/II.38); и эта версия была существенно изменена для корреляции с изменившимися концепциями в других частях книги. Много позже отец начал работу над совершенно новой версией, озаглавленной "О Туоре и Падении Гондолина". Весьма похоже, что она была написана в 1951 г., когда "Властелин Колец" был уже закончен, но публикация его еще оставалась под вопросом. Глубоко измененное в стиле и деталях, но сохраняющее большинство из существенных моментов истории, написанной в молодости, сказание "О Туоре и Падении Гондолина" впервые в ясных подробностях представляет всю легенду, которая вкратце изложена в гл. 23 опубликованного "Сильмариллиона"; но, к великому сожалению, отец не пошел дальше описания прихода Туора и Воронвэ к последним вратам и вида Гондолина и долины Тумладен, открывшегося Туору. О причинах этого обрыва мне не известно ничего.
Этот текст и приводится здесь. Во избежание путаницы я переименовал его "О Туоре и его Приходе в Гондолин", поскольку о гибели города в нем не говорится ничего. Как и во всех работах отца, здесь существуют разночтения, и в одном небольшом отрывке – несколько противоречивых вариантов; посему определенная редактура была необходима.
Таким образом, важно отметить, что единственным полным произведением отца об истории прихода Туора в Гондолин, его союза с Идрилью Келебриндаль, рождении Эарендила, предательстве Маэглина, гибели города и бегстве уцелевших его жителей – истории, занимающей основное место в его представлении о Первой Эпохе – было сказание, сочиненное им в молодости. Однако это, самое замечательное, сказание, безусловно, не годится для включения в эту книгу. Оно написано в манере в высшей степени архаичной, какой пользовался тогда отец, и в ней неизбежно содержится масса неувязок с миром "Властелина Колец" и "Сильмариллиона" в его опубликованном виде. Оно принадлежит к самым ранним стадиям работы над мифологией, "Книге Утерянных Сказаний", которая является весьма состоятельной работой, представляющей огромную ценность для всех, кто интересуется происхождением Средиземья, но не может быть опубликована иначе, чем вместе с серьезным и комплексным сопроводительным материалом.