А.Е.Окладникова

из книги "Модель вселенной в системе образов
наскального искусства Тихоокеанского побережья
Северной Америки.
Проблема этнокультурных контактов аборигенов Сибири
и коренного населения Северной Америки"

... Можно предположить, что южные культурные импульсы продолжали и в более позднее время проникать в Северную Америку. В процессе распространения на северо-восток Азии эти импульсы получили новое развитие в таких образах наскального искусства, как маска-личина с горизонтальной поперечной полосой и рамкой вокруг глаз. На памятниках монументальной каменной пластики юга Сибири маски-личины, рассеченные одной или несколькими параллельными горизонтальными полосами на уровне носа, верхней губы или лба, изображались со звериными ушами и рогами, а также с особым знаком типа третьего глаза на лбу [Turner a. oth., 1981; 1983, p. 147-157; 1985, p. 31-78]. Вопрос генезиса каменных изваяний Минусинской котловины был разработан С.В.Киселевым, который выводил их (в частности, изображения на карасукских стелах) с юга, с территории Китая. Для доказательства южного происхождения указанных сюжетов Киселев стремился найти в китайском материале, а именно, в изделиях эпохи Шань-Инь и Си-Чжоу, на которых, в частности, были изображены личины Тао-Те, рисунки с комплексом сибирских признаков [Грязнов, Шнейдер, 1929, с. 63-86; Грязнов, 1950, с. 128-156; Киселев, 1951, с. 165-177].

Поиск Киселева шел, как мы полагаем, в правильном направлении, если принять во внимание факт тождества так называемого Чудовища Тао-Те и Дао – философской категории, толкуемой китайскими философами как олицетворение Вселенной. В относительно поздних китайских философских трактатах повествуется о том, что Дао существует в процессе развертывания и "отпадения" от него "десяти тысяч вещей". Дао описывается как вещь, сформированная в первозданном хаосе, рожденная прежде неба и земли. Его характеристиками являются спокойствие, неявность, всеобъемлемость. Утверждение, которое содержится в трактате "Чжуан-цзы", гласящее, что "Дао овеществляет вещи, не являясь вещью", весьма четко выражает мысль о том, что мир является следствием саморазвертывания, самоэкспликации Дао.

Начиная с XI в., т.е. в ранних теологических трактатах, Дао представало как мать Поднебесной. Основной ее характеристикой была целостность, сформированная в первозданном хаосе. Целостность являлась истоком и важнейшим аспектом первозданного триединства, которое в космогонических текстах дается эксплицитно, через числовую символику [Торчинов, 1993, с. 90]:

Другой метафорой Дао - Вселенной является образ сокровенной самки – корня земли и неба, который тянется нескончаемой нитью, и пользовать его может любое существо без усилий. Помимо образа сокровенной самки, для описания Дао используются другие многочисленные метафоры, связанные с женским началом, среди которых можно назвать воду, долину, ложбину, сосуд. Наиболее часто Дао уподобляется материнскому лону, вмещающему в себя все сущее в его потенции, порождающему и питающему его через свою благую силу – "дэ". Акт рождения, в том числе и рождения/возникновения всех вещей, описывается как отпадение. Поэтому мудрец должен был стремиться к единению со вселенским началом, т.е. единению с Дао. Дробление и расчленение как процесс порождения мира ("десяти тысяч вещей") разрушают первозданное единство Дао. В то же время этот мир множества, не будучи уже единым по природе, остается причастным к единству через принцип существования ян и инь, т.е. гармонию сущего. Отсутствие подобного единства привело бы к полному разрушению космоса и сделало бы принципиально невозможным его существование.

Мировое яйцо, которое явилось местом рождения мифического первопредка, Пань-Гу, также интерпретируется китайскими философами как ипостась Дао. Космический человек Пань-Гу развивался внутри мирового яйца как зародыш в утробе матери. После выхода Пань-Гу из яйца половинки скорлупы яйца становятся небом и землей. Акт космогенеза в мифе о Пань-Гу описан как смерть и разложение космического человека. Из частей его тела появляются все вещи и существа, происходят "десять тысяч вещей" [там же, с. 87-123].

Как полагают японские исследователи Идзуцу Тосихико [Izutsu Toshihiko, 1976, p. 22-47] и Фукунага Мицудзи [Фукунага Мицудзи, 1980, с. 3-9], представления о Дао в той форме, в которой они были запечатлены в даосизме, в генезисе были связаны с шаманизмом. Идзуцу Тосихико связывала генезис даосизма с религиозными представлениями царств Чу и Сун. Американский ученый Дж.С.Меджор [Major, 1978, p. 226-243] обратил внимание на то, что первоначально царство Чу располагалось далеко к западу от своей позднейшей территории – пространства в среднем течении Янцзы. Антропологический материал показывает этническое родство чусцев и народов юга Сибири. Меджор высказал предположение, что предки чусцев были выходцами из Сибири, прошедшими через район, где развивалась цивилизация Шань-Инь. Они оказали неизгладимое впечатление на развитие этой цивилизации в своем продвижении на юг.

Возможно, что образ Тао-Те как ипостаси Дао родился на юге Сибири и был запечатлен в масках-личинах каменных стел карасукской и окуневской культур. На многих стелах личина типа личины Тао-Те является завершением женского торса, что свидетельствует о женской природе южно-сибирского протоварианта олицетворения всленной – Дао. <...>

Воссоединение в одном образе или в одной системе представлений представлений, например, связанных со Вселенной, различных идей и образов не противоречит принципу историзма и было характерно не только для произведений искусства, но и для процесса формирования даосизма как течения философской мысли. Например, по мнению Фукунага Мицудзи [1980, с. 3-9], одно из первых названий даосизма "гуйдао (путь демонов)" исходно означало шаманскую практику. В эпоху поздней Хань к "гуйдао" добавились философия Лао-цзы (учение о Дао) и учение о "духе" (шень).

Литература:

Turner G.G. II, Gai P., Stanford D.J. The North China origin of Amercan Indians// Архив автора (рукопись 1981)

Turner G.G. II. The dental evidence for the peopling of the Americas // Early man in New World. Beverly Hills, 1983

Turner G.G. II. The dental search for Native American origins // Out of Asia: Peopling the Americas and the Pacific. Canberra, 1985

Грязнов М.П., Шнейдер Е.Р. Древние изваяния Минусинских степей // Материалы по этнографии. Л., 1929, Т.4, вып. 2

Грязнов М.П. Минусинские каменные бабы в связи с некоторыми новыми материалами // СА. 1950. Т.12

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951

Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993

Izutsu Toshihiko. Mythopoetic "Ego" in shamanism and taoism // Bull. Imper. Jap. Acad. Philos. 1976 Vol.2, #2

Фукунаги Мицудзи. Путь демонов, путь божеств, путь истины и путь совершенных мудрецов // Сисо (идеология). 1980. Т.675, #9

Major J.S. Research priorities in the study of chi'n religion // History of Religions. 1978. Vol.17, #3-4


РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Санкт-Петербург

© МАЭ РАН 1995
© Е.А.Окладникова, 1995

Обратно / Back