Десять рекомендуемых пластинок

Joe Cooley: Cooley, Gael-Linn CEF 044
Покойный Джо Кули играл на аккордеоне в старом "тяни-толкайном" стиле. Tе, кто считает, что этот инструмент сам по себе невыразителен и нечувствителен, пусть прислушаются к прекрасному чувству ритма Кули, его задержках на какой-нибудь дикой ноте. Большая часть этих записей была сделана на концерте в пивной за несколько недель до смерти Джо Кули в декабре 1973-го; больше, чем любая высокотехничная студийная обработка, они передают дух музыки, ее способность выражать глубокие чувства. В высшей степени достойно упоминания.
Frankie Gavin: Up and Away, Gael-Linn CEF 103
Фрэнки Гевин более известен как скрипач и руководитель De Dannan; он также великолепный флейтист. Этот альбом – любовная интерпретация музыки Джона МакКенны, лейтримского флейтиста, который выпустил в двадцатые годы много влиятельных 78-оборотных пластинок; это превосходный пример того, как живет традиция постоянных изменений и переделок, связанных с личностью музыканта. Гевин играет с большим искусством, живостью и юмором.
Tommy Potts: The Liffey Banks, Ceirníní Cladaigh, CC13
Некоторые вообще не считают это традиционной музыкой. Поттс – волк-одиночка ирландской музыки; возможно, его игра сама собой подтверждает ту мысль, что музыка происходит только на концертах или в группах. Он использует орнаментационные возможности пьесы практически до предела, пользуясь нестандартными тональностями, классически звучащими модуляциями и прыгучими слабодольными ритмами, которые временами лишь очень отдаленно связаны со структурой танцевальной музыки. Но отношение к тому, что он делает, зависит от знания того, что именно он меняет; чтобы так играть, надо пропитаться традицией насквозь.
Seamus Tansey: The King of the Concert Flute; Silver Hill, PSH 108
С точки зрения техники это ужасная запись: флейту практически не слышно из-за самого по себе великолепного фортепьянного аккомпанемента Чарли Леннона. Но все искупают погруженность Тэнси в свою собственную технику и моменты чистой радости. А о фортепьяно вы через некоторое время забудете.
Robert Cinnamond: You Rambling Boys of Pleasure; Topic, 12T269
Те, кто ищет в Ольстере корни "возвышенно-одинокого" стиля Аппалачских гор, могут использовать эту пластинку как учебник. Синнамонд, кажется, поет так высоко, как только возможно: в результате – постоянное, но всегда разрешаемое напряжение; диалог между певцом и песней. Ольстерское пение считается в целом сравнительно слабо орнаментированным; но то, что делает Синнамонд среди тонких смен ритма и высоты звука – невероятно и сложно. Здесь пение достигает своей вершины.
Darach Ó Catháin: Darach Ó Catháin; Gael-Linn, CEF 040
О'Кейн вырос в маленьком гэльтахте Рат-Кайрн, гр. Мит; его пение полностью принадлежит к коннемарской традиции sean-nós. Стиль его – стиль величавой уверенности, широты видения, которая иногда игнорирует возможности орнаментации во имя длины ноты, внезапно ломая ритм; а украшения, там, где они делаются, делаются скоро и скромно. Пение местами звучит расслабленно, ровно; но О'Кейн всегда изобретателен. Послушав О'Кейна в других контекстах, я решил, что эта пластинка несправедлива к нему; несмотря на это, она обязательна к ознакомлению.
Mary Ann Carolan: Songs in the Irish Tradition; Topic, 12 TS362
Название, вероятно, является курьезом: некоторые гораздо более "ирландские" песни покойной миссис Кэролан здесь предпочтены материалу, который тесно связан с традицией английской. Однако это – великолепное пение, исполненное со спокойной властностью, грацией и юмором. Послушайте ее "Баллиморскую девушку", одну из самых заурядных песен, когда-либо слышанных мной – юноша встречает прекрасную девушку, влюбляется в нее, просит ее руки, она соглашается, родители дают согласие, и с тех пор все живут долго и счастливо. Каким-то образом этот сюжет рождает великолепное представление: ее контроль над дыханием и фразировка создают тонкое напряжение, о котором и не подозреваешь, читая текст.
Willie Clancy: The Minstrel from Clare; Topic, 12T175
Вилли Клэнси был одним из самых влиятельных музыкантов нашего века. Как и многие люди его поколения, он умел не только играть (в основном, на иллианской волынке, а также на скрипке, на флейте и на дудочке), но и петь, танцевать и рассказывать байки: в этом контексте музыка никогда не была чисто техническим умением. Эта великолепная пластинка лучится теплом и юмором Вилли.
Paddy Killoran: Back in Town; Shanachie, 33003
Киллоран был одним из многих музыкантов Слайго-Лейтрима, которые эмигрировали в США и записывались там в 1920-х и 1930-х гг. Его игру на скрипке затмил его современник Майкл Коулмэн; но многие из них двоих предпочитают Киллорана как более "традиционного". Разумеется, его игра с ее огромным зарядом и энергией, коренится в танцевальной традиции; и он никогда не позволяет технике вставать на пути у музыки.
Noel Hill and Tony MacMahon: I gCnoc Na Graí; Gael-Linn, CEF 114
Отчего идея записывать музыку в том контексте, в котором она играется, считается такой оригинальной? Здесь Тони МакМахон, ответственный за альбом Джо Кули, встречается с Ноэлем Хиллом и группой танцоров в пабе Дана Коннелла в Нокнагри, гр. Керри. Великолепный аккордеон и концертина звучат тем ярче, что они занимаются своим исконным делом. Эта пластинка является кое-в-чем манифестом; нам не нужно больше напоминать, что музыка не существует в вакууме.