Орнаментация

Ирландская традиционная музыка, в сущности – музыка мелодическая, и ее эффекты заключаются в орнаментации, или украшениях мелодической линии. Хотя в последние годы музыка стала более стандартизированной, орнаментация все еще разнится от местности к местности, от человека к человеку, от времени ко времени. Традиционный музыкант не будет пользоваться одной и той же орнаментацией в одной и той же пьесе.

Верно также и то, что традиционный музыкант не знает, что орнаментация это отдельная составляющая музыки: пьеса есть совокупность любых разнообразных эффектов, использованных в данном ее исполнении. Многие традиционные музыканты старшего поколения могут не знать терминов, которые объясняются ниже, хотя все обозначаемые ими особенности могут присутствовать в их музыке. Однако эти термины получили широкое распространение в последние годы, и полезно будет хотя бы рассказать, что обычно понимается под этими названиями. В отсутствие сколько-нибудь содержательного исследования взглядов самих традиционных музыкантов на то, что они делают, трудно составить общепринятый словарь для описания традиционных техник. Я слышал термины "свиль" [burl], "скачок" [hop], "проскок" [skip] и "поворот" [turn]; но для разных людей они могут означать разные приемы.

Тема орнаментации – сложная тема, и нижеследующие заметки являются лишь очень общим руководством.

Форшлаг [grace note]

Одиночный форшлаг используется для подчеркивания акцентированной ноты или для разделения двух нот одной высоты. Форшлаг обыкновенно делается вверх, но интервал его может меняться: форшлаг от ми, к примеру, может быть сделан до фа, соль, ля, си или до, сообразно обстоятельствам и инструменту. Некоторые музыканты делают форшлаг вниз. Двойные форшлаги обычно имеют форму ре – ми – ре, ми – фа-диез – ми, фа-диез – соль – фа-диез и т.п.

Трель [roll]

Трель – ритмический прием, звучащий немного похоже на заикание. Чаще всего он выполняется в пять ходов: играется орнаментируемая нота ("скачок" [hop]), затем нота над ней ("срез" [cut]), снова "скачок", затем нота под ней ("подставка" [tip]) и снова "скачок". Точная манера выполнения этого приема зависит от инструмента и от музыканта. Ноты "среза" и "подставки" могут значительно варьироваться: трель от соль можно сыграть как соль – ля – соль – фа-диез – соль или как соль – си – соль – ми – соль. "Срез" и особенно "подставка" – это легчайшие движения пальцев, и их невозможно записать конвенциональной нотной записью. Классические музыканты, читающие трель с листа, неизменно играют ее неправильно. Однажды я провел несколько часов в компании традиционного скрипача, который показывал весьма одаренному джазовому скрипачу, как играется трель. В конце концов, тот так и не понял этого – ему мешало то, что этот прием играется вне конвенционального размера.

Кранн [crann]

Ирландское слово crann означает – помимо всего прочего – дерево, ствол, меру и танцевальный шаг. В традиционной музыке оно обозначает украшение, особо связанное с иллианской волынкой, хотя оно играется и на других инструментах, таких, как дудочка, флейта, и даже скрипка (хотя мне кажется, что на скрипке оно всегда звучит нарочито и неестественно). Кранн состоит из как бы спотыкающейся трели на ре и ми, в которой ни одна пара форшлагованных нот не звучит последовательно друг за другом.