В последние годы традиционная музыка освоила целое семейство струнных инструментов, включающее в себя мандолину, бас-мандолину [mandocello], бузуки, цитру, тенор-банджо и банджо-мандолину. Обычно они настраиваются, как скрипка, или на открытый ре- или соль-мажорный аккорд, и на них играют плектром. Недостаточно гибкие в плане тона, эти инструменты могут превосходно задавать ритм. В связи с этим имеется подозрение, что играют на них на самом деле неудавшиеся скрипачи; с другой стороны, многим скрипачам и флейтистам нравится аккомпанемент бузуки.
Что до гитары, то это – отдельная повесть. До недавнего времени она находилась за чертой традиции и ассоциировалась почти исключительно с так называемыми балладными группами, такими, как Clancy Brothers или Wolfe Tones. Однако фолк-бум 60-х и 70-х привел некоторых музыкантов к экспериментам с возможностью играть рилы и джиги на гитаре – с различным успехом. Проблема гитары в том, что перебор, столь рьяно культивируемый иными фолк-музыкантами, не очень-то подходит для очень быстрых зажигательных ритмов ирландской традиционной музыки; так, Джон Ренборн или Пьер Бенсузан могут делать хорошую музыку из интерпретаций ирландской джиги на гитаре, но это не является традиционной музыкой; пришлось бы значительно изменить ритмы, чтобы приспособить ее к этому стилю. Более приемлемой стратегией является обращение с гитарой как с чем-то вроде тенор-банджо и использование плектра. Этот стиль игры игнорирует многие свойства, присущие гитаре, но он более подходит к традиционной музыке, и такие музыканты, как Пол Брэди (до того, как он подался в рок-музыку) и Арти МакГлинн, научились успешно выражать гитарой весь спектр традиционной экспрессии. Однако очень немногие гитаристы владеют такой блестящей техникой.
Использование фортепиано в традиционной музыке стоит под вопросом, хотя многие музыканты постарше активно исследуют фортепианный аккомпанемент. Можно возвести его присутствие в традиционной музыке к старинным записям, сделанным в Америке, с последующим использованием фортепиано в кейли-бэндах; можно также порассуждать о том, что фортепиано представляет собой высший класс музыкальной респектабельности. Одна из проблем этого инструмента – то, что жестко темперированный строй фортепиано иногда создает диссонансы с звучанием более "традиционных" инструментов; другая проблема – то, что многие "водители" роялей, как их иногда называют, нечувствительны и властолюбивы. Однако, есть некоторые музыканты – например, Чарли Леннон – которые довольствуются тем, что аккомпанируют музыке, не загоняя ее в последовательность неуместных в ней аккордов. Примечательно, что Чарли Леннон больше, пожалуй, известен как скрипач.
Происхождение этого инструмента темное; несколько его вариантов существует в очень разных музыкальных культурах – в частности, в арабском мире. Он состоит из открытого резонатора в форме трапеции, на который натянуты фортепианные или другие струны; молоточки обычно представляют собой две деревяшки или два металлических стержня с головкой в форме ложки, иногда обернутой шерстью. Их держат в руках и ударяют по нужной струне. Самым знаменитым цимбалистом нашего времени был покойный Джон Ри из Гленарма, гр. Антрим.
Цимбалы в сочетании с другим инструментом или сами по себе могут иногда звучать странно; без демпферного механизма их ноты звучат дольше нужной длительности и смешиваются с новыми нотами.
Дерек Белл из Chieftains недавно представил этот инструмент несведущей публике, назвав его "tiompán", как некий гипотетический средневековый ирландский музыкальный инструмент, каковым он, по всей видимости, все же не является.
Вероятно, этот инструмент следовало бы включить в главку о бауране, поскольку многие бауранисты играют также и на костях, и наоборот. Оба эти инструмента выполняют схожие функции – производят ритмический аккомпанирующий шум. Имеются в виду, как правило, два коровьих ребра, вываренные и высушенные, хотя я видел, как английский поставщик народных инструментов рекламировал кости, сделанные из красного дерева; вероятно, это реверанс в сторону Движения за Права Животных.
Кости держат в руке и используют, как кастаньеты.
Ложки – звери той же породы. Обычные кухонные ложки, столовые или чайные, вполне подойдут для этого дела, хотя многие фанатики игры на ложках пускаются во все тяжкие, чтобы раздобыть инструмент из правильного материала, обладающий правильным весом и резонансом; равным образом, черенки можно украсить, подточив их напильником или обернув каким-либо материалом. На ложках играют, взяв их между пальцами одной руки и стуча ими по чему-нибудь – например, по другой руке, по колену, по столу или, как я видел в нескольких случаях, по подлокотникам кресел, ботинкам и головам соседей. Ложечников ценят за изобретательность: если их инструмент пропал или украден, они согласны звенеть двумя бутылками или громыхать пригоршней мелочи; к сожалению, новая, десятичная мелочь звенит совсем не так, как старые медные пенсы.