Язычковые инструменты

Это семейство инструментов, разработанных в основном во второй половине XIX века, включает в себя аккордеон, мелодеон, концертину и губную гармошку. Язычок – это металлическая (обычно стальная) полоска, приклепанная над щелью в металлической раме. Звук возникает при давлении воздуха на язычок.

Аккордеон

...инструмент, гармонирующий с сантиментами душегуба.
Эмброз Бёрс
...выдуманный чужеземцем для обывателя, не имеющего ни таланта, ни способностей, ни прилежания к более достойным инструментам...
Шон О'Риада
...инструмент подлинно народный. "Музыкальный словарь" Гроува
Как играть на аккордеоне? Лучше всего – складным ножом.
приписывается Кристи Муру

Словом "аккордеон" обозначают множество грехов и несколько достоинств. Он существует в великом множестве видов, размеров, форм и настроек, но можно различить две самых широких категории: аккордеон кнопочный (баян) и клавишный. Покойный Шон О'Риада не любил оба типа на основании того, что аккордеонист не может контролировать издаваемый им звук – "он не играет ноту, она уже есть, она готова к употреблению, стоит ему лишь нажать кнопку; звук производится, в сущности, совершенно механическим способом". Однако иллианская волынка, которую многие считают самым традиционным инструментом, имеет то же свойство: ее тон практически никак не зависит от того, какой тростью пользуется музыкант. Возможно, единственным состоятельным возражением против аккордеона является то, что многие инструменты плохо настроены, и что на них сравнительно легко играть вялые стилизации под традиционную музыку. Клавишный аккордеон имеет особенно много врожденных дефектов: он тяжел и неподъемен; звук его зачастую не состраивается с другими инструментами; многочисленность его басов является постоянным искушением (часто непреодолимым) аккомпанировать мелодии неуместными для нее аккордами; и, наконец, поскольку инструмент этот – двухходовый (одна и та же нота звучит при стягивании и растягивании мехов), на нем трудно делать артикуляцию, необходимую для танцевальной музыки. Скорость музыки также приводит к тому, что технически трудно перебросить руку с одного конца клавиатуры на другой, не сыграв при этом "пальцем в щель" – то есть, случайно нажимая две клавиши одновременно, чем часто грешат клавишные аккордеонисты. Более современные варианты этого инструмента содержат электронную дребедень, воспроизводящую кошмарную версию céilí-бэнда, дополненную "барабанами", "фортепиано", "фидлом", "банджо" и т.д. Таким усовершенствованиям, конечно же, следует отказывать в праве на существование. Может быть, что клавишный аккордеон плох сам по себе, хотя некоторые музыканты – к примеру, Джеймс Кин – способны и на нем играть вкусную музыку.

Кнопочный аккордеон – совсем другой инструмент. Его одноходовость, когда одна кнопка может издавать две разные ноты при стягивании и растягивании мехов, дает возможность более богатой артикуляции и экономичной пальцовки. Поскольку мелодеон, в сущности, более старая и простая версия этого инструмента, было бы правильно поговорить сперва о нем.

Мелодеон оснащен десятью кнопками, дающими диапазон в двадцать нот по диатонической гамме; две ложкообразных кнопки с левой стороны "ящика", как известно, дают простой бас. Хотя мелодеон – очень примитивный инструмент, во многом сами его ограничения делают его подходящим для танцевальной музыки. Поскольку на нем трудно орнаментировать ноты сверх некоторого предела, музыкант вынужден подчеркивать ритм – басы, собственно, часто используются для ритмического, а не гармонического аккомпанемента. Интересно, что первая коммерческая запись ирландской традиционной музыки, сделанная в 1903 г., представляла игру на мелодеоне Джона Дж. Киммеля, нью-йоркца немецких кровей, известного под кличкой "Ирландский голландец". Великолепная живость заводной музыки Киммеля – сейчас доступной на двух лонгплэях – показывает, на что способен этот инструмент.

Кнопочный аккордеон усовершенствовал мелодеон, добавив еще один ряд кнопок-полутонов к уже существовавшим, таким образом став полностью хроматическим инструментом. Однако первые аккордеонисты игнорировали хроматические возможности и относились к нему во многом как к мелодеону, пользуясь внутренним рядом для мелодии и залезая во внешний ряд только за нотами, которых нет во внутреннем (до или фа-бекар, например). Вскоре они обнаружили, что с помощью внешней кнопки-полутона вниз от внутренней можно играть триоли и трели. Успех этой техники зависит от скорости, с которой это делается. Хроматизм чужд традиционной музыке: однако, такие трели, сделанные чисто, будут выглядеть скорее ритмическим, чем мелодическим эффектом; сами ноты тут значат немного. В этом "тяни-толкайном" стиле играют на аккордеонах, настроенных в до/до-диез, до-диез/ре и ре/ре-диез. Сейчас происходит нечто вроде его возрождения, в основном благодаря влиянию Джеки Дэли и Мартина О'Коннора, которые предпочитают его другому основному стилю игры, требующему аккордеона со строем в си/до.

Си/до-аккордеон, несомненно, самый популярный в этом семействе инструментов. Из-за того, что технически им овладеть, пожалуй, труднее всего – чтобы играть в ре-мажоре, музыканту приходится мириться с игрой в обоих рядах или перекрестной пальцовкой – вероятно, стоит подивиться тому, что он вообще был введен в мир традиционной музыки. Может быть, он просто вовремя появился в музыкальных магазинах, и музыканты выжали из него все, что можно. Сейчас, конечно же, в среднем музыкальном магазине трудно купить что-либо другое, кроме си/до-аккордеона. Как бы там ни было, популярностью в последние годы этот инструмент во многом обязан Падди О'Брайену, сделавшему несколько записей в 1950-х годах, и в еще большей степени – Джо Бёрку, работающему и по сей день. Джо Бёрк для си/до-аккордеонистов – то же, чем Майкл Коулмэн стал для фидлеров: музыкант, наделенный огромной техникой и воображением, оставивший яркий след в музыке. То, что он породил целую толпу второсортных подражателей – конечно же, не его вина. Бёрк делает из технических проблем инструмента его достоинства, тогда как для других музыкантов технические проблемы – это именно проблемы. Врожденная слабость игры на си/до – в том, что мехи работают меньше, чем в исконной однорядной системе: это выражается в эффекте лигато, который снижает артикуляцию, необходимую для танцевальной музыки.

Встречаются также и другие системы – до/фа и соль/ре; это почти двухрядные мелодеоны, и последний очень легко приспосабливается к традиционной музыке, хотя и не дает большой свободы для трелей.

Концертина

Как и аккордеон, концертина существует в нескольких системах и строях. Основные два типа – английская концертина, одноходовая, и "Англо" или немецкая, двухходовая. В традиционной музыке чаще всего используется "Англо" с двумя основными рядами для каждой руки, настроенная в до и в соль: таким образом, для игры в ре требуется перекрестная пальцовка.

Преимущества концертины в том, что работа мехами требует сравнительно небольших усилий, и можно выполнять пальцовку, практически не изменяя положение рук; приятный тон этого инструмента хорошо согласуется с другими, особенно со скрипкой.

Игра на концертине по причинам, не до конца установленным, ассоциируется чаще всего с графством Клэр.

Губная гармошка

Губная гармошка в традиционной музыке котируется сравнительно низко, но некоторые музыканты применяют ее очень эффектно – в частности, семья Мерфи из Вексфорда и Эдди Кларк, разработавший технику использования кнопки сдвига на хроматической гармошке для трелей.