Времена, когда тин-вистл, или дудочку, считали "грошовой дудкой", давно прошли, и ни один из традиционных музыкантов ее так не назовет. На этом нехитром инструменте можно играть во множестве традиционных техник, и он идеален для начинающих. Дудочка – это не игрушка.
Бытуют сейчас дудочки двух основных типов: коническая (дудочка Кларка со строем в до) и цилиндрическая, из которых наиболее распространена модель "Generation". Последние бывают со строем в си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа и соль. Приятно заметить, что наконец-то после долгого отсутствия появилась дудочка отечественного, ирландского производства (An Fheadóg, "вистл" по-ирландски) – дудочка, состроенная в нижнее ре, с тоном, слегка похожим на тон флейты; многие, однако, обнаружили, что закрывать ее широко разнесенные отверстия не очень-то легко. Существует также множество разнообразных деревянных вистлов ручной работы, но все достоинства, какими они могут обладать, следует соразмерять с их немалой ценой (около 40 фунтов по ценам 1986 г.)
В последние годы дудочка стала известна простому (не разбирающемуся в традиционной музыке) слушателю благодаря шоу Джеймса Гэлуэя, который c немалым комическим эффектом вводит ее в свои представления. Следует сказать, однако, что его интерпретации "традиционных ирландских" пьес традиционные музыканты традиционными не признают.
Игра на этом инструменте имеет множество стилей; иные из них включают также техники, присущие иллианской волынке и флейте, но наибольшее различие можно провести между игрой стаккато и лигато. Мико Расселл из Дулина, гр. Клэр, дает прекрасные примеры последнего: скупость его аккуратной манеры компенсируется ритмическими сбивками, подчеркиваемыми языком, и тонкими изменениями мелодического контура; Мико любит сделать паузу там, где просится акцентированная нота, и наоборот. Некоторые считают его неподражаемый стиль чрезмерно простым, но это – искусство, таящее в себе искусность. Мэри Бергин из Дублина, с другой стороны, владеет впечатляющим репертуаром трелей, краннов и других орнаментаций: акценты у нее яркие, искристые, элегантные, язык используется лишь в отдельных местах для выделения основной ноты орнамента.
Интересующимся эзотерикой занятно будет узнать, что некоторые музыканты, играющие на дудочке, чрезвычайно склонны к эффектным трюкам, каковые включают в себя игру носом, смену рук посреди пьесы и игру на двух дудочках сразу (что можно сделать, заклеив три верхних отверстия изолентой). Другой впечатляющий концертный номер – хотя он применим только в некоторых пьесах – это игра в ре на дудочке, строящей в до; это достигается посредством сдвига рук на одно отверстие вверх и применением обычной аппликатуры.
Возможно, такое поведение призвано привлечь внимание к инструменту, который и среди самих музыкантов считается чем-то вроде второго сорта. Многие музыканты, начинающие играть на дудочке, рассматривают ее как переходную ступень к флейте, что, может быть, и верно; однако на дудочке можно делать вещи, которых никак не сделаешь на флейте, и откровенность этого инструмента не так уж проста. Это идеальный инструмент для соло, и его положение отражает нынешнее состояние музыки, в которой солисту уготовано сравнительно небогатое возможностями место.
Хотя дудочка – продукт массового производства, каждый инструмент отличается от других, и покупатель обязательно должен пробовать инструмент, не отходя от прилавка. Современные гигиенические требования магазин должен удовлетворять, предоставляя антисептические тампоны.
Дудочку можно также приспособить под музыканта. Слишком пронзительный 'Generation' можно поправить, срезав острым ножом немножечко пластика со свистка. Свисток начнет чуть двигаться, если под ним подержать зажженую спичку: тогда его можно будет сдвинуть вверх или вниз, чтобы понизить или повысить основную ноту. Это необходимо, когда играешь с инструментом, настроенным немного иначе, чем вистл.
Деревянная вставка в свистке дудочки Кларка склонна от долгого употребления неприятно размякать, влияя на тон. Этого можно избежать, обмазав ее деревянным маслом. Джим Донохью, дудочник из Слайго, лечит дерево нагретым полотном ножовки, отчего инструмент приобретает очень громкий трубоподобный тон.