Иллианская волынка
[Uillean Pipes]

Иллианская волынка (пишется Uilleann Pipes, а не так, как можно было бы предположить) – ирландский вариант инструмента, который во многих видах встречается по всему миру: "Словарь музыкальных инструментов" Гроува насчитывает семьдесят различных типов волынки. Иллианская волынка, как считается, развилась из старинных ирландских военных волынок (которые были во многом похожи на шотландские) где-то в начале XVIII в. Их отличительные характеристики следующие: мешок наполняется посредством мехов, а не духовой трубки; чантер или мелодическая дудка, дающая диапазон в две октавы; и добавление регуляторов, которые могут быть использованы для аккомпанемента мелодии. Современный комплект волынки состоит из мешка, мехов, чантера, дронов и регуляторов.

Хотя некоторые авторитеты считают, что правильное название этого инструмента – "союзная" волынка ['union' pipes], имея в виду союз чантера и регуляторов, термин "иллианская" (означающий "коленчатая") волынка используется так широко, что протестовать против него было бы педантством.

Современную иллианскую волынку, настроенную в ре или иногда в ми-бемоль, создали во второй половине XIX в. в Филадельфии братья Тэйлоры, эмигрировавшие из Дройды. Раньше волынки могли строить в диапазоне от приблизительно си-бемоля до до-диеза; волынка Тэйлоров в чем-то стала детищем рынка, поскольку давала большую громкость, необходимую дл американских концертных и танцевальных залов, в которых ирландская музыка была процветающей отраслью промышленности. Многие поклонники волынки предпочитают сравнительно мягкий, сдержанный тон старых, заниженных волынок; примечательно, что и многие молодые волынщики снова прибегают к таким инструментам – вот вам еще одна иллюстрация ирландской традиционной музыки в виде змеи, кусающей себя за хвост.

Волынка во многих смыслах слова любопытный гибрид: поскольку суть ирландской музыки – мелодия, то логично считать, что регуляторы, дающие возможность гармонического аккомпанемента, ей не нужны. Весомое объяснение их наличия дает О'Фаррелл (имя неизвестно), опубликовавший трактат о волынке около 1797-1800 гг. Вот его заглавие:

[Сборник национальной ирландской музыки для союзной волынки, составленный из большого разнообразия самых любимых, медленных и скорых мелодий, представленных с должным стилем и вкусом, с вариациями и адаптированных также для немецкой флейты, скрипки, флажелета, фортепиано и арфы, с выбором любимых шотландских пьес; также трактат с наиболее совершеными из доселе опубликованных наставлениями в игре на волынке. На иллюстрации: О'Фаррелл играет на союзной волынке в популярной пантомиме "Оскар и Мальвина".]

О'Фаррелл, играющий в популярной пантомиме "Оскар и Мальвина" – примечательный момент. Ирландские волынщики, согласно Фрэнсису О'Нейллу ("Ирландские менестрели и музыканты"), были частыми гостями на лондонской сцене, и очевидно, что они не играли исключительно ирландскую музыку. В трактате О'Фаррелла, в сущности, приводятся аппликатуры для полной хроматической гаммы; а раз в то время существовали полно-хроматические чантеры, мы можем сделать вывод, что они использовались для музыки иной, чем ирландская традиционная, которая редко использует альтерации. Гармонический аккомпанемент был бы весьма полезен для музыки популярной пантомимы и оперы: отсюда и регуляторы. История повествует также, что волынка была излюбленным инструментом англо-ирландской знати. В "Ирландских менестрелях и музыкантах" О'Нейлла целая глава посвящена "Волынщикам-Джентльменам", и в ней упоминается, что Георг II как-то раз пришел в такое восхищение от игры некоего ирландского джентльмена на волынке, что повелел выбить медаль в его честь. Предположительно, немало таких джентльменов, хотя бы и не выступавших перед августейшими особами, обратились к музыкальным вкусам более утонченным, чем вкусы крестьянства. Была ли в таком случае волынка народным инструментом, или же игрушкой класса богатых бездельников? (Лорд Россмор, один из таких джентльменов, владел примерно пятнадцатью тысячами акров в графстве Монахан.) Конечно, сомнительно, чтобы человек с улицы или с болота мог позволить себе один из тех инструментов, которые дошли до нас из старины: то были сложные произведения искусства, в которых использовались самые дорогие материалы – экзотические породы дерева, слоновая кость и серебро. С другой стороны, существуют основания считать, что волынки делались и из местных материалов – из бузины [boor-tree].

Как бы там ни было, но регуляторы, которые многие считают неотъемлемой частью иллианской волынки, были привиты (случайно ли то, что они вставляются в ту часть волынки, котора называется "ствол"?) для того, чтобы приспособить ее под неирландскую музыку. Роль регуляторов до сего дня проблематична, и некоторые авторитеты считают, что следует вовсе обходиться без них. Конечно, импровизированный аккомпанемент, который обеспечивают регуляторы, часто препятствует музыке: как сформулировал покойный Шеймас Эннис, "регуляторы отвратительны, если их используют как монотонную перкуссию." Многие волынщики пользуются время от времени регуляторами для ритмического акцента, чтобы держаться в духе музыки; иные поддаются искушению использовать этот дорогой и обременительный довесок так активно, как только возможно. По той или иной причине, большинство волынщиков желает иметь полный комплект волынки, хотя, может быть, никогда и не используют весь гармонический диапазон; похоже, что это – клубное правило, и джентльмен не может позволить себе появиться на людях без регуляторов.

Ирландско-американский писатель по имени Барри, говоря о современных ирландских волынках, говорит: "В оригинальном виде у нее и близко не было такого набора возможностей, которые теперь позволяют мистеру Бохану играть на ней не только "Напевы Баллинахинча", "Шон О'Хейр ан Гленн", "Падди О'Кэрролл", "Погоню за лисой" и "Дрозда", но и серьезные произведения, такие, как песн Корентины из "Диноры" и Пастораль Баха фа-мажор"... Дублинский корреспондент добавляет: "В использовании регуляторов Бохан опередил всех музыкантов своего времени... В старости этот менестрель был весьма далек от процветания, и многими милостями был обязан щедрости Джона Хингстона, наместника Тринити-Колледжа. Последний, будучи близким другом Кэнона Гудмена, раздобыл тому приличный костюм и сыграл с ним концерт в Вайсрегал-Лодж перед Принцем Уэльсским, впоследствии королем Эдуардом VII."
Фрэнсис О'Нейлл, "Ирландские менестрели и музыканты"

Принимая во внимание историю волынки, некая ирония судьбы видится в том, что во многих местах ее считают самым что ни на есть ирландским инструментом; существует, в сущности, мнение, что вся ирландская традиционная инструментальная музыка нацелена на волынку, и что любое украшение и орнаментация незаконны, если их нельзя сыграть на волынке.

Это, конечно, вопрос личных вкусов и предрассудков; но следует признать, что для тех, кто стремится воплотить дух нации в материальном предмете, волынка – идеальна. Она вещественна, она сложна; она – предмет для беседы. Трости, регуляторы, дроны, длина чантеров, вощение, дроны, пенька, свистки, подкладки, подъемные прокладки, клапаны, дроны можно обсуждать, пока не придет пора гнать коров по домам.

Согласно покойному Шеймасу Эннису (одному из величайших волынщиков современности), существует три волыночных стиля: "настоящая закрытая, или северная пальцовка", "широкая или открытая пальцовка" и "нормальный или кабинетный стиль" (из интервью в "Treoir" vol.5 #2). Далее он говорит: "Слишком многие волынщики сегодня считают, что у них получается, а они еще даже и не начинали. По традиции, волынщиком можно стать после семи лет учебы и семи лет игры. Проиграв 21 год, я не умел того, что умею сейчас, а если бы был жив мой отец, до сих пор учился бы у него." Любопытно, что Эннис приводит пальцовки для ми и фа-диеза третьей октавы – нот, которые могут пригодиться лишь для каких-нибудь "кабинетных" пьес, но не встречаются в традиционной музыке, хотя Эннис, будучи Эннисом, мог вставить их куда-нибудь просто чтобы показать, что это можно сделать. Шоу, похоже, является характерной чертой многих волынщиков: Финбарр Фьюри на вопрос, зачем он играет так быстро, отвечал, по слухам: "Затем, что могу".

До сравнительно недавних времен волынки находились под угрозой исчезновения; однако, такие организации, как Na Píobairí Uilleann под руководством покойного Брендана Бренаха, основанная в 1968, помогли сохранить их, и сейчас волынщиков, вероятно, стало больше, чем было когда-либо за всю историю; впрочем, если равняться по Эннису, то многие из них еще даже и не начинали.

  • píobaire – волынщик; вид угря;
  • píobaire fraoigh – кузнечик.
  • uille – колено, нечто, напоминающее колено; угол, коленце, изгиб; основание наконечника копья; угол щита; уголок (приют); склонность; бедность.
преп. Патрик С. Динниен, "Ирландско-английский словарь"