С.Печкин

OpenSource Music Project

Авторская рекомендация разработчику

Лес без деревьев

(текст и музыка А.Яцуренко,
"Джонни Паркенсен и Карлики Любви";
арр. С.Печкин 2001)

2001

Набор инструментов:
Гитара
миди-бас
шумы (перкуссия)
клавиши
соло-гитара
вокалы

Общие мысли

Вещь замышлялась, как нечто очень чистое и прозрачное, висящее совершенно абстрактной, невозможной светящейся конструкцией над дождливым ночным ноябрьским полем где-то в беззвестных пределах Ленинградской области. Я не знаю, какой аналог этой картине можно придумать в Москве; может быть, Базиль знает.

Это может быть похоже на какой-нибудь захудалый ранне-средний Пинкфлойд (году 70-72-ого), хотя мне, наверно, этого не хотелось бы. (Вообще, мой музыкальный диапазон и сфера моих музыкальных интересов, как уже заметили, должно быть, господа звуковики, весьма неширок.) Или как какой-нибудь средний Аквариум, но без их кашистости. У меня все сосчитано, всякая нотка нелишняя, каждый аккорд придумывался или обдумывался, уже сыгранный, часами. В этой вещи, я имею в виду.

Голос - голос нарочно сделан таким, это я не болел и не козлил. Это голос, который наиболее соответствует тексту этой вещи, а текст ее неразрывно связан с личностью автора ее, Саши Яцуренко, человека, которого в классе поэзии жизни и творчества я безусловно считаю самым талантливым из всех, которых встречал. Послушайте его на http://lovedwarfs.narod.ru.

Я не знаю, про что эта песня. Автор в свое время говорил, что она, как и некоторые другие ("Птица Певчая Жизнь", "Птицы любят тебя" и что-то еще) из "Argumentum Ornithologicum", является пересказом какого-то псалма, и даже говорил, какого именно, да где ж такое упомнить в такой обстановке.

А, и вот что еще! Нюшка, будучи лет примерно пяти, нарисовала картинку, о которой сказала, что это – лес без деревьев. Песни она к тому времени не слышала; а и слышала бы, то вряд ли отметила бы. Как бы, суть в том, что мысль, очевидно, не уникальна, а в каком-то роде архетипична, что ли. Проклятье, я до сих пор не отсканировал эту картинку; но она у нас есть хранится.

трак 1-2 Бас безладовый

Два трака нужны для имитирования игры на басе в октаву и более широкие ступени. При этом там имеются штуки, которые невозможно сыграть на гитаре – по крайней мере, я не знаю, как. Да и диапазон получается шире, чем у четырехструнного баса. В 83 такте верхняя нота баса вешается, а нижние меняются – по-моему, на басу так сыграть нельзя. Но эта фишка обязательна. Ее бы, наверно, надо даже как-то еще чуть-чуть выделить, подчеркнуть. Что она делает, становится понятно в комплексе с вокалом и клавишами.

При этом оба баса по звучанию могут быть совершенно одинаковые, если только господа звуковики не придумают какой-нибудь очень эффектной фишки с разными звучаниями. Но мне такая фишка в голову не пришла, и необходимости ее я не увидел.

Как в басе, так и в других траках линии затухания можно менять – но в меру.

Трак 3-4-5 Перкуссии (Колокол - Шум дождя - Тарелка Наоборот)

Тарелка Наоборот звучит в 76 такте. Может быть, ее стоит провести по каналам – крест-накрест со вторым вокалом, произносящим "Город без стен". Может быть, как-нибудь по-другому тоже будет хорошо.

Честно говоря, мне тоже кажется иногда, что колокол на фоне шума дождя – это попса. Но иногда не кажется, и в итоге, наверно, колокол остается. Впрочем – если это и попса, это само по себе еще не повод убирать колокол на фоне шума дождя.

Трак 6 Гитарные флажолеты во вступлении

Я много экспериментировал с дилэем, всаженным в этот трак. Вариант, на котором я остановился, меня вроде бы устраивает, но я подозреваю, что можно эффектнее.

Как в этом траке, так и в других эквалайзеры отдаются на откуп господам звукооператорам. "В этой химии я не силен."

Трак 7 Гитара на вступлении

Если господам звуковикам покажется, что гитара сыграна или звучит недостаточно хорошо, ее разрешается :-) переиграть. При этом желательно придерживаться того, что наиграл я, но я допускаю, что можно и лучше, и готов эти улучшения одобрить, по рассмотрении и размышлении.

Ревер, стоящий на этой гитаре, мне нравится.

Трак 8 Гитара Основная.

По-видимому, весьма нуждается в компрессии, по крайней мере, первый кусок.

Второй ее кусок, начинающийся почти прямо перед маркером "Coda", имеет всаженную кривую уровня, и ревер, всаженный в первый канал шины, начинает плавно набавляться до пределов, слегка превосходящих разумные. Опять же, кривые можно перечерчивать так, как считают нужным люди грамотные; но характер кривых желательно сохранить. В каком-то из вариантов у меня все получалось, но при переносе в другой файл сцепить эффект на шине и гитару мне что-то не удалось. В принципе, я мог бы разобраться, что там не так, но боюсь испортить то, что уже есть.

Трак 9 Соло-гитара

Эквалайзер открыт всяческим предложениям, что же касается флэнджера, то желательно сохранить найденную мной гармонию между клавишами, басом и звуком гитары, хотя изменять ее, наверно, можно. Стоит, может быть, сделать соло-гитару более плотной; а может быть, как раз наоборот. Единственно, мне кажется, что добавление ревера сделает ее чересчур неконкретной, а этого не хотелось бы.

Переигрывать ли эту гитару? Леший его знает. Как скажете.

трак 10 - 11 Вокалы

Ох... Я в курсе, что в первом вокале куплет и припев идут на разных реверах и, стало быть, происходят в разных пространствах. Может быть, можно с этим жить? Все-таки, там и клавиши меняются, и гитара немножко плывет...

Разведение вокалов по каналам мне представляется сносным, не требующим значительной корректировки. Я не прав?

Спето все, особенно припевы, довольно фальшиво, но музыка это покрывает. Это можно счесть также подражанием манере автора; точнее – это намек на манеру автора. Это так надо.

...Медленно и строго, лишаясь дара речи,
Сквозь чужие семьи. За стенами клонится,
Пустой и бессмертный,
Лес без деревьев...

Я попробовал, и не понял пока. Вот это вот "сквозь чужие семьи" хочется выделить особо, это очень важная строчка. Если эту фишку реализовать, это, должно быть, потребует изменения расстановки голосов по каналам.

"Город без стен" в 76-ом такте, должно быть, перемещается из одного канала в другой. А навстречу ему, возможно, летит тарелка наоборот.

Трак 12 - 16 Клавишные

12 - кларнет

13 - электропиано. В 85 такте у него такое сфорцандо – его оставьте, пожалуйста. И модуляцию тоже трогать не нужно, она уже хорошая.

14 - блямсы в припеве. То, как это трачится у меня - идеально, именно то, что я хотел.

15 - жужжалка, такой патч, который выделяет квинты, и за счет этого аккорд становится еще более хитрым и тонким. К тому же, у него на моей карточке очень удачная атака и фильтр.

16 - орган. Экспериментировать с подбором звучания этого органа я еще не закончил, мне кажется. То есть, звук, который там стоит сейчас, вполне нормальный, но я не понял пока, нравится ли мне то, что у него каждая клавиша клацает. А может, это только на моей карточке так клацает.

Трак 19-21 Оттраченные инструменты

19 - басы. Обратите внимание, что с 70-го такта бас трачится в стерео! Для того, чтобы в 83-ем, как было написано выше, в одном канале повисла верхняя нота; а возможно, чтобы и поплыла по каналам. После этого бас может быть и моно.

20 - клавишные. Трачатся в стерео однозначно: там достаточно много поканальной расстановки.

21 - перкуссии и эффекты. Тоже, понятное дело, стерео.

Вот и все. Надеюсь, что простор для фантазии и усовершенствования оставлен достаточный.

Я дорожу этой вещью очень.