Р.Фрипп

Искупление

Текст из звукового монтажа "Дэвид Сильвиан и Роберт Фрипп: Искупление – Введение в тишину" (30.08-18.09.94, Токио. Музыка Дэвида Сильвиана, слова Роберта Фриппа

пер. С.М.Печкина, 2000

Мироздание было устроено для того, чтобы работать, и работать хорошо.

В формуле значилось, что оно имеет свободу работать хорошо или не работать.

Поэтому из формулы следовало, что по крайней мере иногда и кое-где оно, вероятно, работать не будет.

Поэтому из формулы следовало, что мирозданию потребуется некоторая настройка, отладка, и даже частичный ремонт.

А возможно, и капитальный.

Чтобы Творение было творческим, его взаимозависимые части обладают необходимой свободой.

Наша свобода в следующем: мы можем, если захотим, сотрудничать с развитием Творения.

Эта свобода – наше право человека.

Эта свобода также – наша обязанность человека.

Таким образом, наше право и наша обязанность – одно и то же.

Цена, которую мы платим за это право – исполнение обязанности.

Награда за исполнение этой обязанности – свобода.

Мы злоупотребили своей исконной и естественной свободой; даже забыли про нее.

Мы предпочитаем жить в долг, нежели исполнять свою обязанность.


Искупление – это процесс, в ходе которого Творение заставляет нас вернуть наши долги, чтобы мы снова обрели свободу платить за выбираемые нами пути.

То есть, акт искупления возвращает нам дар свободы.

Это налагает на нас следующее обязательство и наделяет нас следующим правом.

Обязанность – участвовать в долгах других, где ты это можешь.

Право – участвовать в расплатах других там, где ты можешь.

То есть, мы вольны содействовать акту искупления и соучаствовать в нем.


Искупление есть реальное событие и процесс.

Чтобы искупление вошло в мир, мы должны позволить процессу искупления произойти в нас.

Когда мы ведем себя правильно, мы можем пожинать плоды своих трудов.

Когда мы ведем себя неправильно, последствия нашего поведения губят нас.

Когда мы ведем себя правильно, все работает.

Когда мы ведем себя неправильно, все ломается.

Искупление – это процесс починки, в результате которого починенная вещь становится лучше, чем была.

Работа по искуплению происходит в мире в таком колоссальном масштабе и касается нас так сильно, что мы не можем ее заметить.


Музыкальное действо – одно из многих возможных действий, посредством которых невыразимая щедрость творческого импульса может войти в нашу жизнь, направить и оформить ее настолько радикальным и ошеломительным образом, что одна-единственная нота может изменить весь наш мир...

В случае, если эта нота – правильная нота, и мы ее слышим.

Так что, если хочешь услышать – учись слышать.

Какие бы ограничения не налагались на это событие, всегда существует вероятность, что действие, происходящее внутри музыкального действа, изменит твою жизнь.

Ни один профессиональный музыкант не может быть свободен от цинизма, жадности и беззакония, на которых строится музыкальная индустрия (по крайней мере) в последние годы.

Наш цинизм – слишком дорогая цена за все это: он отторгает нас от происходящего.

Невзирая на все попытки ограничить власть музыки, музыкальное действо всегда поражает.


Возможно, мы уже заметили, что мир, который мы знаем, рушится.

Отказ власть предержащих от всякой ответственности перед теми, кто зависит от них, является лейтмотивом новейшей истории: политическое, личное, профессиональное и нравственное беззаконие – хроническая болезнь современной культуры.

Новый мир пробивается на свет, неся с собой пассивные последствия прошлого и встречая активное противоборство старого мира.

Будущее уже здесь и ждет нас, но нам еще предстоит открыть его.

Наше нынешнее положение – середина моста.

Это положение опасно, потому что мы строим мост по ходу переправы через него.

Рациональный человек впал бы в отчаяние, но надежда иррациональна, а искупление есть реальное событие.

Художники, музыканты и поэты имеют дело с иррациональным повседневно.

Оно – живое дыхание нашего дела и невидимый цемент, скрепляющий воедино исполнителей, слушателей и песню.

Искупление и починка для преданно служащих творческому импульсу есть аспект прикладного искусства, и в высшей степени конкретны.

Благодать – легко доступная, просто познаваемая, лежащая за пределами понимания – не требует разума, чтобы войти в твою жизнь; но ей нужен носитель.


Что-то вконец испортилось.

Из-за этого многое другое вконец испортилось.

Все не имеет значения, пока мы не познаем ужас отделенности от источника, питающего Творение, и убежденность, что искупление совершенно реально.

Но результат ничем не гарантирован.


Каждая плохая нота чревата последствиями.

Одна плохая нота портит следующую ноту.

Получается две плохих ноты.

Первая плохая нота портит ноту, шедшую перед ней.

Получается три плохих ноты.

Плохой аккорд в секвенции останавливает движение.

Один неверный удар портит ритм.

Потеряв ритм, композиция теряет свое развитие во времени.

Время продолжается, но композиция оторвана от него.


По своей собственной воле мы живем в подвале.

Но чтобы мы могли переехать наверх, кто-то должен оплатить съем.


Каждый раз, когда мы выбираем уход от расплаты, отказ от выполнения обязательств, мы перекрываем себе мост, по которому можно вернуться к целому.

Это – дизинтеграция.

Цель исполнения невыполненных обязательств и обращения к пренебрегаемым обязанностяи – в том, чтобы реинтегрироваться с целым: воединение.

Реинтеграция – наш дар в акте искупления.


Когда Добрый Друг выплачивает мой долг и освобождает меня от последствий и тяжести этого долга, я обретаю свободу работать и нарабатывать что-то свое.

Когда в моем кармане заведется что-то, может быть, и я расплачусь по чьему-то счету.

Выплачивая чужие долги, я выплачиваю свой.


© Robert Fripp, 1994


Перевод © Степан М. Печкин, 2000