Р.Фрипп

Дорога в Грэйсленд

I

Музыка есть процесс объединения мира качеств с миром экзистенций, сплавления мира тишины и мира звука.

В этом смысле музыка есть способ трансформации.

То, что мы делаем, неотделимо от того, как и почему мы делаем то, что мы делаем.

Поэтому трансформация звука неотделима от трансформации себя.

Например, своей тишиной мы собираем тишину.

В нашей культуре это обычно требует упражнений.

Упражнение – это способ трансформации качества нашей деятельности; то есть, трансформации того, что мы делаем.

Мы идем от совершения ненужных усилий, траты сил, к совершению нужных усилий; в направлении безусильственности.

В этом – высшая максима: чти необходмиость, чти достаточность.

II

Если поразмыслить о деятельности музыканта – то есть, о том, что мы делаем, чтобы быть музыкантом – мы увидим, что мы размышляем не об одной лишь ловкости рук.

У музыканта есть три инструмента – руки, голова и сердце; и у каждого инструмента своя дисциплина.

Таким образом, у музыканта есть три дисциплины: дисциплина рук, головы и сердца.

В конечном счете, все это – одна дисциплина: дисциплина.

Дисциплина – это способность совершать во времени.

Если музыкант способен совершать во времени и гарантировать, что это свершение будут чтить независимо от удобства, обстановки и содержания данного момента, то музыкант находится на пути к действенности.

Действенный музыкант – это тренированный, ответственный и надежный инструмент на службе музыки.

III

Поэтому упражняйся в следующих планах:

  1. Природа нашей деятельности; то есть, деятельности рук, головы и сердца.
  2. Координация нашей деятельности; то есть, рук с головой, рук с сердцем, сердца с головой и – в совершенном мире – всех трех вместе, в редкой, маловероятной, но возможной гармонии.
  3. Качество нашей деятельности.

IV

Абсурдно считать, что упражнение в игре на инструменте отделимо от всей остальной жизни.

Меняя упражнения, мы меняем нашу жизнь.

Упражнение – это не то, что мы делаем руками, не то, как мы делаем то, что мы делаем, и не то, зачем мы делаем то, что мы делаем.

Упражнение – это то, как мы есть.

V

Сколько-нибудь ценное упражнение должно быть следующим:

  1. Способом установления отношений с инструментом;
  2. Способом установления отношений с музыкой;
  3. Способом установления отношений с самим собой.

Таким образом, техники нашего музыкального мастерства лежат в трех плоскостях: игра на инструменте, музыка и жизнь личности.

Я не могу играть на гитаре, не имея отношений с самим собой или с музыкой.

Я не могу, будучи гитаристом, играть музыку, не имея отношений с самим собой и с моей гитарой.

И вкладывая себя в гитару и в музыку, я нахожу себя в этом вложении.

VI

Техника изображает то, что представляет собой, и подготавливает место, в котором техника станет тем, что она представляет собой.

Например, то, как я живу – это мой способ упражняться в жизни.

Между тем, как я живу, и тем, как я упражняюсь в жизни, нет разницы.

VII

Однажды испытав качество, мы распознаем его возвращение и можем позволить ему возыметь свое действие на нас.

Но то, как и зачем оно приходит или навещает нас, описать гораздо труднее.

Если качество уже присутствует в тебе, описать его становится легче: достаточно описать мир, в котором ты живешь.

Если ты живешь на пути мастерства, мастерство живет в тебе; когда ты описываешь этот путь, мастерство проявляется через тебя.

Любой истинный путь будет способен описать себя через своих мастеров.

VIII

Качество, привносимое тобой в одну малую часть твоей жизни, есть качество, привносимое тобой во все малые части твоей жизни.

Все малые части твоей жизни есть твоя жизнь.

Если ты способен совершить один малый акт качества, оно распространится на весь акт жизни.

Такова природа качества – качество не управляется размером и количественными законами; качество не измеряется числами.

Поэтому один малый акт качества так же велик, как и большой акт качества.

Акт качества содержит намерение, свершение и присутствие, и он никогда не случаен.

IX

Однажды испытав совершение усилия такого рода, мы сможем применить качество этого усилия в других областях жизни.

Правило таково: лучше присутствовать с плохой нотой, чем воздержаться от хорошей ноты.

Когда твоя нота верна, ты с удивлением обнаружишь, что она звучит очень похоже на тишину, только чуть громче.

X

Если музыка есть качество, организованное в звук, то у музыканта есть три подхода к ней: через звук, через организацию и через качество.

Подмастерье подходит через звук, мастеровой подходит через организацию звука, а музыкант-мастер подходит к музыке через ее качество.

То есть, музыкант-мастер работает от тишины; организует тишину и размещает звуки в тишине.

XI

То, куда мы идем, есть то, как мы туда попадаем.

Если то, куда мы идем, есть то, как мы туда попадаем, то мы находимся там, куда мы идем.

Если мы там, куда мы идем, то нам некуда идти.

Если нам некуда идти, да пребудем мы там, где мы есть.

XII

Музыка есть благодатное присутствие, постоянно и с готовностью доступное всем.

Уверуем же в невыразимую благодать творческого импульса.


Перевод © Степан М. Печкин, 2000