"ДАО ДЭ ЦЗИН" ЛАО ЦЗЫ

НАЧАЛО ДАОСИЗМА

ФИЛОСОФСКАЯ АФТОБИОГРАФИЯ ЛАО ЦЗЫ.

"Когда вся Поднебесная узнает, что прекрасное есть прекрасное, то появляется и безобразное. (Когда Поднебесная) вся узнает, что добро (искусность) есть добро – то появляется и не-добро. Поэтому:

Издавна авторство знаменитого памятника "Дао дэ цзин" народная молва приписывает мудрецу Лаоцзы, жившему в VI в. до н. э. О Лаоцзы известно немного. По одной из версий "Исторических записок" Сыма Цяня, Лаоцзы родился в уезде Ку царства Чу. Фамилия мудреца была Ли, первое имя – Эр, второе – Дань. Говорится также, что Лаоцзы занимал должность главного хранителя архива Чжоуньського двора и встречался с Конфуцием. Имя "Лаоцзы" не родовое, а философское имя мудреца (т.е. "Старый Младенец").

Но есть один автобиографический источник, говорящий о философской биографии Лаоцзы – это оставленный им литературно-философский памятник "Дао дэ цзин", который в древней литературе так и называют "Лаоцзы".

Прежде всего "Дао дэ цзин" представляет собой мировозренческую копию китайского космоса, выполненную в пластике понятий-иероглифов, образов и узоров Поднебесной. Лаоцзы проповедует в "Дао дэ цзин" исконную "естественность", "спонтанность" жизни цзы жань, которая не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Отсюда лучшим практическим исполнением цзы жань является "недеяние" у вэй. Для цзы жань безразлично, какой существует социальный строй: родовой, послеродовой, государственный. То есть вообще никакого строя не должно быть или только "естественный" строй. Может ли быть в такой осуществленной картине "естественности" какая-нибудь биография личности человека ? Нет. Человек и его личность полностью растворены в природном бытии. Биография человека здесь не была и не будет, а всегда есть, она вечна как вечен космос.

Естественно, что философ, проповедующий вселенское равенство человека и вещи и ведущий соответствующий философский образ жизни принципиально, мировозренчески, не мог ничего говорить о собственном, личностном "Я". У него не может быть иной биографии, чем биография Поднебесной, бесконечно становящейся в цзы жань.

Других произведений, кроме "Дао дэ цзин", приписываемых Лаоцзы нет, или, по крайней мере, пока они не известны, поэтому мы можем основываться лишь на этом произведении.

Согласно одному из преданий, Лаоцзы написал "Дао дэ цзин" по просьбе начальника заставы, покидая пределы Китая через западную границу. Дальнейшая судьба Лаоцзы неизвестна. Но по всей видимости, даже собственную смерть или безвестие он сделал фактом своей философской биографии в полном соответствии со своей философией. Уходя "на Запад", Лаоцзы уходил в "белый" предел смерти на кольце природного цикла, откуда вновь берет начало расцвет жизни Поднебесной. Он уходил в вечность круговоротов вещества Поднебесной, сливался с ним и обретал телесное и духовное бессмертие. Каждая вещь и каждый человек Поднебесной на все века становились носителями сущности "Лаоцзы", который, если сам "захочет" или "по вызову", может "выйти" (родиться) из вечности в любой момент времени, в любой точке пространства и из любой вещи. Последующий религиозный даосизм, сросшийся с буддизмом, подхватит эту антропокосмическую идею жизни и, сдабривая ее изрядной долей мистицизма, "вызовет" несколько рождений Лаоцзы, относя их за тысячелетия до действительного его рождения и за тысячелетия спустя.

Автобиографию Лаоцзы как философа в изложении "Дао дэ цзин" можно рассмотреть на образе "совершенномудрого человека". Свое происхождение Лаоцзы ведет не от человека, а, как и положено мудрецу Поднебесной, от кормящей матери-природы, с которой он не порывает родовой пуповины. На фоне природной круговерти и пиршества людей мудрец представляет себя каким-то эмбрионом, несущимся в безднах мирового лона:

Школа и учитель Лаоцзы – люди, сама жизнь, естество, в которые он пристально всматривается и открывает знания о пользе не-деяния и молчания. Мудрец уже чувствует, что вот-вот ему предстоит экзамен на зрелость мудрости, на ранг "отца учения":

Вероятно, Лаоцзы получил свой высший балл, если за речи и деяния люди признали в мудреце цзы жань: "Замышляя, ценю речь, успешно завершаю дела. Сто родов – все называют меня цзы жань"

В общении с людьми Лаоцзы руководствуется тремя "драгоценностями", посредством которых он обретает так ценимое всеми мудрецами мужество, щедрость и способность вождя:

Как вождь, мудрец не узурпатор власти, а мудрый пастырь народа, он полон забот о Поднебесной. Доброта и доверие к человеку достигают в Лаоцзы вселенской широты. Он несравненно выше своим сердцем помыслов низкой мести или завистничества:

Лаоцзы отчетливо сознает позицию и функции совершенномудрого человека в обществе. Он не может быть выдвинут официальной властью, у такого не будет любви народа, не будет доверия. Настоящий мудрец – избранник народа, народ рад его приходу как воплощению его мудрости и совести. При этом мудрец не кичится своими достоинствами и не восхваляет себя, но демострирует истинную скромность и не вредит народу:

Труден путь Лаоцзы к интимным сторонам души человека, познавшего и испытавшего на себе силу материального и морального добра и зла. Свое учение, его он просто даже называет "словами", Лаоцзы низводит до очевидной простоты, бытового примера, обычного человеческого высказывания. Очевидно Лаоцзы с печалью вынужден признать:

Лаоцзы не тщеславен. Он не расчитывал на дешевую славу среди подверженной непостоянству и стихии мнения толпы. По всей вероятности, предвидя в себе "отца учения" и предчувствуя начало даосизма в китайской мысли, Лаоцзы требовал от себя суровой и мужественной правды. Этот великий мудрец написал произведение, которое и поныне входит в арсенал философской культуры китайского народа и всего человечества.

Обратно в оглавление / Back to the index